№ 7-1510-2016 (21-915/2016)
РЕШЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е. при секретаре Покровской Д.А., с участием ФИО1, защитника Цепилова И.В.,рассмотрев в судебном заседании в г.Перми 22 августа 2016 года жалобу ФИО1 на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 29 июня 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
установила:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 11 апреля 2016 № ** директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бабкинская средняя школа» ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 29 июня 2016 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе ФИО1 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ФИО1 просит указанное решение отменить, производство по делу прекратить, указав, что основанием для привлечения её к административной ответственности послужило выявление 29 февраля 2016 года проводов и кабелей в здании проложенных открытым способом, однако на момент проверки данное нарушение отсутствовало, пристрой на балансе учреждения не состоит. Считает, что судья районного суда дал неверную оценку представленным доказательствами, вынес необоснованное и незаконное решение.
В судебном заседании ФИО1 и её защитник Цепилов И.В. поддержали изложенные в жалобе (с учетом уточненной жалобы) доводы.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее - Правила противопожарного режима), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Из постановления заместителя главного государственного инспектора Пермского муниципального района по пожарному надзору от 11 апреля 2016 № ** следует, что директор Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бабкинская средняя школа» ФИО1 допустила нарушения статей 83, 84, 91, 151 Федерального закона № 123-ФЗ, п.61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, п.4.3.1, таблица 2, А1, А3 СП 5.13130-2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, п.7.74 СНиП 23-05-95. «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Естественное и искусственное освещение», введённых в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 2 августа 1995 года № 18-78, п.6.12*, 6.13*, 6.32 СНиП 21-01-97* «Система нормативных документов в строительстве. Строительные нормы и правила Российской Федерации. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13 февраля 1997 года № 18-7, п.4.2.2, 4.2.3 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171, выразившиеся в том, что в зданиях указанного учреждения по адресу: <...>:
1. В здании гаража отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.
2. В здании гаража отсутствует система оповещения людей о пожаре первого типа.
3. На путях эвакуации отсутствует аварийное освещение.
4. Отсутствует рабочий проект система автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре (за исключением спортивного зала).
5. В лестничных клетках допускается расположение проложенных открытым способом электрических кабелей и проводов.
6. Отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа из помещений пристроя.
Указанные нарушения выявлены 29 февраля 2016 года в ходе проведения плановой выездной проверки Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бабкинская средняя школа».
Плановая выездная проверка Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бабкинская средняя школа» проведена должностными лицами государственного органа пожарного надзора на основании распоряжения начальника 28 Отдела надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 19 января 2016 года № 5 в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок на 2016 год. Проверка проводилась с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности. Срок проведения проверки указанным распоряжением установлен 20 рабочих дней – с 1 февраля по 29 февраля 2016 года.
При проведении проверки руководитель юридического лица присутствовал. По результатам проверки составлен акт проверки от 29 февраля 2016 года № **. В отношении директора ФИО1 составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Выявленные нарушения изложены как в акте проверки, так и в протоколах об административных правонарушениях от 3 марта 2016 года № **, **, ** со ссылкой на нарушение должностным лицом ФИО1 конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.
При рассмотрении дела в краевом суде грубых нарушений требований Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановой выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не установлено. Сроки проведения проверки должностным лицом государственного органа по пожарному надзору не нарушены.
При рассмотрении дела об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл к правильному выводу о том, что обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении должностным лицом ФИО1 административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Выводы судьи о доказанности составов административных правонарушений являются мотивированными.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения руководителем юридического лица требований законодательства, равно как и доказательств принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил, ФИО1, являясь директором Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бабкинская средняя школа», обоснованно привлечена к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ исключительно за то, что допустила в лестничных клетках расположение проложенных открытым способом электрических кабелей и проводов, противоречат материалам дела. За указанное нарушение предусмотрена ответственность ч.3 ст.20.4 КоАП РФ, а не ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, как указывает заявитель жалобы. Кроме указанного нарушения, доказан факт нарушений, ответственность за которые наступает по ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ. В связи с чем ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1, 3 и 4 ст.20.4 КоАП РФ.
В целом доводы жалобы (с учетом уточнения) аналогичны доводам ФИО1 и защитника Цепилова И.В., приводимым в районном суде. Указанные доводы были проверены судьей районного суда и отклонены как необоснованные. Мотивы, по которым судья районного суда отклонил доводы заявителя жалобы и защитника подробно изложены в решении судьи районного суда. В том числе судьёй районного суда обоснованно отклонены доводы о необоснованном вменении в вину ФИО1 нарушений требований пожарной безопасности, которые выявлены в здании гаража, поскольку, как правильно установлено судьёй районного суда, помещение гаража школой фактически использовалось, в нём находились школьные автобусы. Обоснованно судьёй отклонены доводы ФИО1 о необоснованном вменении в вину отсутствия второго эвакуационного выхода со второго этажа пристроя к школе, поскольку судьёй районного суда установлено, что согласно ситуационному плану, здание, обозначенное в постановлении о привлечении к административной ответственности как пристрой, является составной частью здания школы, где проводятся учебные занятия. Доводы ФИО1 об отсутствии нарушения, касающегося расположения электрических кабелей и проводов, были проверены судьёй районного суда при рассмотрении дела и получили оценку, которую судья краевого суда находит правильной.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.
При таком положении оснований для отмены решения судьи районного суда и прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решила:
решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 29 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья-подпись-