Дело № 7-1512/2016 (21-917/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
22 августа 2016 года г. Пермь
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е.при ведении протокола судебного заседания секретарем Покровской Д.А., с участием главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Д., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Д. на решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 26 июля 2016 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мокинская основная общеобразовательная школа»,
у с т а н о в и л а:
постановлением главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору от 12 мая 2016 года № ** Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мокинская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа») признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 26 июля 2016 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа», данное постановление изменено, исключено из объема обвинения нарушение требований пожарной безопасности в связи с отсутствием исправного водоема в радиусе 200 метров от здания школы, снижен размер административного штрафа до 75 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, главный государственный инспектор Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору Д. просит отменить решение судьи районного суда в части исключения вменения нарушения требования пожарной безопасности в связи с отсутствием в радиусе 200 м от школы исправного водоема.
В судебном заседании в краевом суде заявитель жалобы Д. поддержал изложенные в жалобе доводы.
МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа» и защитник Безматерных А.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснение заявителя жалобы Д.,изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ) установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее - Правила противопожарного режима), определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Из постановления главного государственного инспектора Нытвенского и Оханского муниципальных районов по пожарному надзору от 12 мая 2016 года № 39 следует, что МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа» допустило нарушения ч.7 ст.83 Федерального закона № 123-ФЗ, п.4.4.2 СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 № 171, п.14.4 СП 5.13130-2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 175, пунктов 4.1, 5.1 табл.1, п.5 табл.12, п.6.3, п.9.11 СП 8.13130-2009. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утверждённого приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 178, выразившиеся в том, что в зданиях указанного учреждения по адресу: <...>:
1. В радиусе 200 метров от здания школы отсутствует исправный водопровод с требуемым объемом не менее 108 куб.м. или водопроводная сесть с установленными на ней пожарными гидрантами, которая обеспечит требуемый расход и объем воды на нужды пожаротушения.
2. В здании школы система пожарной сигнализации не обеспечивает дублирование сигналов (подачу светового и звукового сигналов) о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
3. Лестница 3-го типа (наружная открытая), ведущая из помещений второго этажа не соответствует требованиям по уклону, ширине проступи, высоте ступеней.
Указанные нарушения выявлены 14 марта 2016 года в ходе проведения плановой выездной проверки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мокинская основная общеобразовательная школа».
Плановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мокинская основная общеобразовательная школа» проведена должностными лицами государственного органа пожарного надзора на основании распоряжения начальника 21 Отдела надзорной деятельности по Пермскому муниципальному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 29 февраля 2016 года № 21 в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок на 2016 год. Проверка проводилась с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности. Срок проведения проверки указанным распоряжением установлен 15 рабочих дней – с 11 марта по 31 марта 2016 года.
При проведении проверки руководитель юридического лица присутствовал. По результатам проверки составлен акт проверки от 31 марта 2016 года № **. В отношении юридического лица составлен протокол об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Выявленные нарушения изложены как в акте проверки, так и в протоколе об административных правонарушениях от 31 марта 2016 года № ** со ссылкой на нарушение МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа» конкретных норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности.
При рассмотрении дела в краевом суде грубых нарушений требований Федерального закона 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении плановой выездной проверки, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, не установлено. Сроки проведения проверки должностным лицом государственного органа по пожарному надзору не нарушены.
Судья районного суда, удовлетворяя жалобу МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа» в части необоснованного вменения в состав правонарушения отсутствие исправного водоема в радиусе 200 м, пришел к правильному выводу, что образовательному учреждению данные нарушения вменены необоснованно.
Согласно п. 2 ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Из ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ следует, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно п.4.1 СП 8.13130-2009 наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.
В силу п. 9.11 СП 8.13130.2009 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 данного Свода правил.
Изложенное свидетельствует о том, что бремя по обустройству и содержанию водоема возлагается на орган местного самоуправления, в случае принадлежности ему зданий, сооружений и строений, а также территории, в границах которых должны быть обустроены источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения.
В связи с чем, доводы должностного лица административного органа относительно неправомерного исключения из состава правонарушения указанного выше нарушения является безосновательными, направлены на переоценку выводов судьи районного суда, оснований для которой не установлено.
Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения МБОУ «Мокинская основная общеобразовательная школа» к административной ответственности, не допущены.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы судьи районного суда отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а :
решение судьи Нытвенского районного суда Пермского края от 26 июля 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья-подпись-