Дело № 21-92 судья Струсовский С.В. 2015 год
РЕШЕНИЕ
01 апреля 2015 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Заволжского районного суда города Твери от 26 декабря 2014 года по делу об административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <данные изъяты> Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1,
установил:
постановлением <данные изъяты> отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО9№ от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда города Твери от 26 декабря 2014 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит решение судьи Заволжского районного суда города Твери от 26 декабря 2014 года и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что суд необоснованно пришел к выводу об отсутствии документов, подтверждающих наличие на праве собственности по месту осуществления лицензируемого вида деятельности наружного подземного газопровода, поскольку в собственности у ЗАО «<данные изъяты>» имеется газопровод протяженностью <данные изъяты> км., расположенный по адресу: <адрес>, в подтверждении чего было представлено свидетельство о регистрации права собственности. Именно по этому газопроводу осуществляется снабжение газом котельной ЗАО «<данные изъяты>», и именно этот газопровод учтен в государственном реестре опасных производственных объектов как составная часть опасного производственного объекта «Сеть газопотребления ЗАО «<данные изъяты>»». Также суд не принял во внимание пункт 13 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра (РД-03-16-2006), утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 июля 2006 года № 682. При постановке на учет опасного производственного объекта в качестве его адреса был указан адрес производственной площадки, на которой находится котельная. Указанное в лицензии место осуществления лицензируемого вида деятельности определено в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и совпадает с местом нахождения лицензиата. Никакими иными опасными производственным объектами с иным местом нахождения ЗАО «<данные изъяты>» не обладает. Суд должным образом не исследовал выводы, содержащиеся в акте проверки, не учел, что газопроводу, как линейному объекту, имеющую большую протяженность и проходящему по нескольким земельным участкам с разными адресами не присваивается точечный почтовый адрес, а производится описание его фактического местоположения, что следует из технического плана газопровода, в связи с чем, нарушения требований промышленной безопасности отсутствуют. Также суд неверно сделал вывод об отсутствии документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности, поскольку здание <данные изъяты> было приобретено по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, как объект недвижимости, эксплуатируемый по назначению, после чего для возобновления эксплуатации котельной и сети газопотребления был проведен комплекс испытательных и пуско-наладочных работ, после которых ввод в эксплуатацию был произведен в соответствии с СНиП 42-01-2002 и оформлен актами приемки в эксплуатацию, которая осуществлялась комиссией, в состав которой входил председатель Ростехнадзора. В соответствии с письмом Минстроя Тверской области для возобновления эксплуатации котельной с газопроводом по нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации не требовалось разрешение на строительство и соответственно не требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, что также подтверждено письмом Департамента архитектуры и строительства Администрации г. Твери. В связи с чем, нарушение отсутствует. Более того, у ЗАО «<данные изъяты>» имеется лицензия на эксплуатацию опасного производственного объекта, в связи с чем, на момент её предоставления в распоряжении Ростехнадзора находились необходимые и достаточные документы. Также суд проигнорировал тот факт, что промышленная экспертиза безопасности здания котельной была проведена и до момента окончания проведения проверки подано заявление о внесении сведений в реестр, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Суд в решении не указал, каким образом изложенные в акте проверки обстоятельства нарушают промышленную безопасность, могут способствовать возникновению аварийной ситуации и какие последствия это может иметь для жизни и здоровья граждан, окружающей среды. В акте не выявлено ни одного нарушения технических требований и требований организационного характера на предприятии. Указывает на то, что эксплуатация опасного объекта являлась безопасной и им, как директором, в полной мере исполнены возложенные на него обязанности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и по контролю за выполнением лицензионных требований в области промышленной безопасности.
В возражениях на доводы жалобы, поданных представителем Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 указано на необоснованность и несостоятельность жалобы, направленной на изыскание возможных способов ухода от административной ответственности. Выявленные нарушения полностью подтверждаются материалами дела, в связи с чем, полагает решение суда законным и обоснованным, просит о рассмотрении дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, заслушав <данные изъяты> ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1, его защитника Охотникова А.М., оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из представленных материалов, ЗАО «<данные изъяты>» эксплуатирует опасный производственный объект – Сеть газопотребления ЗАО «<данные изъяты>», зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», регистрационный № от ДД.ММ.ГГГГ, класс опасности III, что подтверждается свидетельством о регистрации №, выданным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105).
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая производственный объект, обязана соблюдать положения указанного Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» утверждено «Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Пункт 5 Положения устанавливает лицензионные требования к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с указанным пунктом одним из лицензионных требований является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах; наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункты «а» и «ф»).
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ЗАО «<данные изъяты>» с целью контроля выполнения им лицензионных требований при эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления ЗАО «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> и контроля за соблюдением требований технических регламентов.
В ходе проведения проверки административным органом были выявлены нарушения обязательных лицензионных требований и требований промышленной безопасности в процессе осуществления деятельности при эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления ЗАО «<данные изъяты>», а именно:
- лицензиат не имеет в наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности (<адрес>) сооружения, применяемого на объекте сеть газопотребления ЗАО «<данные изъяты>» регистрационный № а именно наружного подземного газопровода протяженностью <данные изъяты> п.м. (документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании указанного газопровода отсутствуют). Представлено свидетельство о государственной регистрации права на объект: газопровод, протяженностью <данные изъяты> по адресу: <адрес>), чем нарушены: статья 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а именно п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 492 от 10 июня 2013 года.
- отсутствуют документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности опасного производственного объекта ЗАО «<данные изъяты>» регистрационный № или положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на наружный подземный, надземный газопровод на ШРП 2.00, на внутренний газопровод, на газоиспользующее оборудование котлов, на здание в котором размещены водогрейные котлы, чем нарушены: часть 4 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а именно п.п. «ф» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 492 от 10 июня 2013 года.
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-36), которым указанные нарушения зафиксированы; в этот же день административный орган выдал обществу предписание № об устранении выявленных нарушений (л.д. 39-41).
Как следствие выявленных нарушений, в отношении <данные изъяты> ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-44) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление № от 23 октября 2014 года, согласно которому ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
В подтверждение позиции об отсутствии нарушения положений подпункта «а» пункта 5 Положения», должностным лицом – <данные изъяты> ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 было представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 80), согласно которому за ЗАО «<данные изъяты>» на основании акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, акта приемки газопроводов и газоиспользующей установки для проведения комплексного опробования (пуско-наладочных работ) от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на газопровод, протяженностью <данные изъяты> м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Однако данные обстоятельства бесспорно не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности (согласно подпункту «а» пункта 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) является наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах.
Из изложенного следует, что в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, в лицензии должен быть указан адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно, адрес помещения, здания, сооружения, иных объектов, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, применяемых на объектах, принадлежащих соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.
ЗАО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов в соответствии с лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д. 108).
Из имеющейся лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта следует, что местом осуществления лицензируемого вида деятельности ЗАО «<данные изъяты>» является <адрес>, в то время как местоположение газопровода согласно представленному ФИО1 правоустанавливающему документу определено: <адрес>.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а также Техническим регламентом о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870.
При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Документом, подтверждающим ввод взрывопожароопасных производственных объектов в эксплуатацию, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или, в случае строительства, реконструкции линейного объекта, проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Порядок выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлен требованиями статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 98 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870, акт приемки, который подписывается всеми членами приемочной комиссии является документальным подтверждением соответствия построенных или реконструированных сетей газораспределения и газопотребления требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами.
С учетом изложенного, ссылка заявителя на акт приемки законченного строительством объекта газораспределдительной системы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.146), письмо Министерства строительства Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.164) и письмо Департамента архитектуры и строительства Администрации города Твери № от ДД.ММ.ГГГГ признаются необоснованными.
Поскольку, при проведении проверки, документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта, а также наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на наружный подземный, надземный газопровод на ШРП 2.00, на внутренний газопровод, на газоиспользующее оборудование котлов, на здание в котором размещены водогрейные котлы в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» представлены не было, то должностное лицо и суд обоснованно пришли к выводу о нарушении <данные изъяты> ЗАО «<данные изъяты>» ФИО1 требований промышленной безопасности.
Доводы о том, что до момента окончания проведения проверки было представлено заключение экспертизы промышленной безопасности здания котельной и подано заявление о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, что свидетельствует о соблюдении требований закона и отсутствием нарушения признаются не состоятельными, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Поскольку, представленное заключение экспертизы промышленной безопасности на момент проведения проверки не было внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, то не могло быть использовано.
В виду изложенного доводы о наличии у ЗАО «<данные изъяты>» лицензии на эксплуатацию ОПО, что по мнению подателя жалобы подтверждает наличие на момент предоставления лицензии в распоряжении Ростехнадзора необходимых и достаточных документов и сведений, подтверждающих ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию, не свидетельствует о соблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Иные доводы в жалобе <данные изъяты> Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 направлены на переоценку исследованных судьей доказательств и не свидетельствуют о невиновности должностного лица в совершении инкриминируемого ему правонарушения.
С учетом изложенного, в ходе исследования и проверки собранных по делу доказательств, должностное лицо и суд дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины <данные изъяты> Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 в совершении вмененного административного правонарушения.
Каких-либо нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установлено. Административное наказание назначено в рамках срока давности привлечения, в минимальном размере, а избранная мера ответственности соразмерна тяжести совершенного правонарушения и служит достижению целей административного наказания и отвечает требованиям статей 3.5 и 4.5 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы по выявленному административному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в допущенных нарушениях требований Правил безопасности и в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей и не требует наступления или доказывания каких-либо материальных последствий правонарушения.
Должностным лицом нарушены требования промышленной безопасности, в том числе не только требования, носящие формальный характер, но и те, которые связаны с невыполнением определенных работ, влияющих на обеспечение промышленной безопасности, следовательно, административное правонарушение создает существенную угрозу охраняемым отношениям в области промышленной безопасности.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Руководствуясь положениями статей 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление <данные изъяты> отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО10№ от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Заволжского районного суда города Твери от 26 декабря 2014 года по делу об административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <данные изъяты> Закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья С.А. Улыбина