ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-921/18 от 31.10.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 31 октября 2018 года по делу№21-921/2018

Судья Тимофеева А.А.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием законного представителя ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» - директора Акопяна А.Д.,

представителя ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» Скрипченко А.Ю.,

представителей Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Пузиковой О.В. и Картавого А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

31 октября 2018 года

жалобу главного государственного инспектора Крымского отдела Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее - ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» либо Общество),

установил:

постановлением главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Назаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе директора ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» Акопяна А.Д. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Симферопольского районного суда Республики Крым 06 сентября 2018 года постановлено решение, которым жалоба директора ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» Акопяна А.Д. удовлетворена частично, постановление главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Назаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении ООО «РЫБНЫЙ РАЙ», отменено, административное дело возвращено на новое рассмотрение в Крымский отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства.

Не согласившись с решением судьи районного суда, главный государственный инспектор Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Назаренко В.Н. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанный судебный акт, а постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Пузикову О.В. и Картавого А.П., поддержавших доводы жалобы, директора ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» Акопяна А.Д. и представителя Общества Скрипченко А.Ю., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из постановления главного государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Назаренко В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.42 КоАП РФ за то, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской инспекцией Крымского отдела Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства за вх. зарегистрировано заявление жителей <адрес> о нарушении требований природоохранного законодательства Российской Федерации ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» по адресу: <адрес>, а именно в данном заявлении сообщалось, что на участке реки Бештерек, находящейся в федеральной собственности и являющейся водным объектом общего пользования, в районе <адрес>, арендатор ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» осуществляет работы по разрытию русла реки Бештерек: сооружает дамбы и производив земляные работы в водоохранной зоне водного объекта (река Бештерек). Разрешительные документы на производство вышеуказанных работ у последнего отсутствуют. В результате действий Общества русло реки Бештерек, в указанном месте, расширилось до 10 метров в ширину с естественных размеров 2 м 50 см.

ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Картавый А.П., рассмотрев информацию о нарушении требований природоохранного законодательства РФ в отношении юридического лица ООО «РЫБНЫЙ РАЙ», вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Т-II л. дела ).

Государственным инспектором Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Картавым А.П. ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд и обследование указанного участка реки Бештерек. В ходе обследования на местности, проведенном в период с 12 час. 15 мин. по 16 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ, на <адрес>, должностным лицом Картавым А.П. установлено, что водоток реки направлен с юга на северо-запад. Река Бештерек имеет протяженность более 40 километров. Река Бештерек имеет водосборный бассейн в районе <адрес> обустроен земляным валом. Расстояние от береговой линии водосборного бассейна до начальной точки производства работ, в русле реки, по конструированию (созданию) установки замкнутого водоснабжения составляет 27 м, расстояние до конечной точки площадки установки замкнутого водоснабжения составляет 90,5 м. С северо-западной части водосборного бассейна, расположенного в районе <адрес>, установлена запорная арматура диаметром 400 мм. Русло реки уничтожено и засыпано гравием, естественный водоток реки с обитающей разновидностью водных биологических ресурсов направлен по искусственно созданным конструкциям. Место установки запорной арматуры является единственным поверхностным выходом водотока реки из водосборного бассейна. Запорная арматура находится в открытом состоянии. Запорный фланец новый, с металлической трубой 150 мм, имеющей манометр давления и также запорную арматуру, с обратной стороны которой через соединительный фланец установлена пластиковая труба диаметром 150 мм. Пластиковая труба диаметром 150 мм после выхода из запорной арматуры переходит в крестообразную конструкцию, выполненную из пластиковых труб диаметром 150 мм. Нижняя часть конструкции перекрыта запорным фланцем с выходящим водопроводным краном, из которого идет сток части вод реки в искусственно сконструированную бетонную конструкцию, выполненную в виде желоба. Бетонный желоб глубиной 27 см и шириной 80 см расположен по уничтоженному руслу реки, с левой и правой стороны обустроен насыпанным гравием и фактически заменяет его, следует между бетонными литыми кольцевыми конструкциями на длину 39 м 60 см. Бетонные литые кольцевые конструкции фактически являются установками замкнутого водоснабжения. К каждому такому бассейну подведена система водоподачи вод реки Бештерек путем построения системы из центральной пластиковой трубы наибольшего диаметра, расположенной вдоль бетонного желоба устроенного на месте русла реки, и отводящих труб в каждый бетонный бассейн. Таких бассейнов 18 единиц (установленных поверх естественного русла реки) и 2 вкопанных бассейна на глубину один метр. Конструктивные особенности каждой литой кольцевой бетонной конструкции: высота один метр сорок сантиметров, диаметр три метра двадцать сантиметров. В последней бетонной кольцевой конструкции, погруженной в грунт, обустроен верхний и донный водовыпуск. Донный водовыпуск обустроен посредством соединения с бетонной кольцевой конструкцией пластиковой трубой, которая имеет выход самотеком к месту продолжения естественного русла реки Бештерек. Таким образом, вся вышеописанная искусственная конструкция - устройство замкнутого водоснабжения, от запорной арматуры полностью перекрывающей водоток реки Бештерек с северо-западной части водосборного бассейна, расположенного в районе <адрес>, и сконструирована и установлена на естественном русле реки Бештерек, и в данном месте заменяет его. Естественное русло реки засыпано гравием и в свою очередь уничтожено твердыми строительными материалами на длину установки замкнутого водоснабжения. Поверх русла обустроена и установлена цепь бетонных кольцевых конструкций и бетонный желоб, а естественный водоток реки направлен по искусственно созданным конструкциям. Установка замкнутого водоснабжения оканчивается бетонной кольцевой конструкцией, из которой посредством донного водовыпуска с помощью пластиковой трубы, самотеком, продолжается естественное русло реки Бештерек. Естественное русло реки имеет ширину от 50 см до одного метра. Естественное русло реки, после конструкции установки замкнутого водоснабжения, по естественному направлению течения до места искусственного рукотворного вмешательства, имеет протяженность 209 м и упирается в организованную, путем вмешательства и организации в водном объекте, искусственную бетонную дамбу, частично, более чем на 2/3, перегораживающую естественный водоток водного объекта. Данная дамба является начальной точкой производства дноуглубительных работ и работ по расширению русла водного объекта с помощью тяжелой строительной техники экскаватор/бульдозер, по направлению вниз по течению реки. По смыслу дальнейшего описания данная дамба имеет условное обозначение , т.к. является первой из четырех. Описание проводится от дамбы к последующим, вниз по течению реки. После дамбы , путем вмешательства с привлечением тяжелой строительной техники экскаватора/бульдозера естественное русло реки Бештерек углублено с 20 см до 70 см и расширено до 7 м на сто метров. Углубленный до 70 см и расширенный на 100 м участок реки разделен дамбами на 3 части. Каждая разделенная дамбами часть имеет протяженность, так между первой и второй протяженность составляет 30 м, между второй и третьей - 42 м и между третьей и четвертой - 28 м. Дамба имеет ширину бетонных конструкций 1,25 м. Расстояние между бетонными конструкциями, т.е. пропускная способность - 60 см. Глубина в месте пропуска водного объекта - 50 см. Дамба имеет ширину бетонных конструкций 2,77 м. Расстояние между бетонными конструкциями, т.е. пропускная способность - 60 см. Глубина в месте пропуска водного объекта - 60 см. Дамба имеет ширину бетонных конструкций 70 см. Расстояние между бетонными конструкциями, т.е. пропускная способность - 90 см. Глубина в месте пропуска водного объекта - 63 см. Дамба имеет ширину бетонных конструкций 60 см. Расстояние между бетонными конструкциями, т.е. пропускная способность - 78 см. Глубина в месте пропуска водного объекта - 43 см. При вмешательстве в естественное русло реки, осуществлены работы по расширению и углублению русла непосредственно в водном объекте. Размещен донный и береговой грунт реки, непосредственно в месте выполнения работы, т.е. размещены отвалы размываемых грунтов в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны реки Бештерек, а не на специально оборудованной площадке, а также специализировано не вывозились. В месте проведения работ отсутствует твердое покрытие, в том числе временно организованное твердое покрытие. Покрытие площадки земельного участка, вдоль береговой линии реки Бештерек имеет естественное земляное покрытие из естественных земляных грунтов и не оборудована специализированными площадками для хранения строительных материалов, конструкций, отходов производства, а также сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Данные обстоятельства подтверждаются актами обследования и измерения, составленными государственным инспектором Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Картавым А.П. ДД.ММ.ГГГГ (Т-II л. дела ; 76-82), от ДД.ММ.ГГГГ (Т-II л. дела ).

Согласно письмам Керченского филиала ФГБНУ «АзНИИРХ» от ДД.ММ.ГГГГ (Т-II л. дела ) и отчета Керченского филиала ФГБНУ «АзНИИРХ» об оценке воздействия и расчета ущерба, причиненного водным биоресурсам (Т-II л. дела ), в которых указаны виды водных живых ресурсов, обитающих в реке Бештерек, установлен факт причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате проведения указанных работ; установлено, что данные работы могли повлечь угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам и массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожить в значительных размерах кормовые запасы и установлен размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам и среде их обитания.

Согласно договора пользования рыболовным участком от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Азово-Черноморским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО «РЫБНЫЙ РАЙ», в силу п.1.1 которого управление предоставляет, а пользователь принимает в пользование для осуществления аквакультуры рыбоводный участок близ <адрес> вид пользования – обособленное (Т-II л. дела ).

В отношении юридического лица ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» государственным инспектором Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Картавым А.П. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Крымского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства Назаренко В.Н. вынесено постановление , которым ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ (Т-I л. дела , 28-36).

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Федеральный закон №7-ФЗ)

Согласно ч.1, 2 ст.58 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В соответствии со ст.59 Федерального закона №7-ФЗ правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Законодательство РФ устанавливает как общие, так и специальные правила, регламентирующие указанную выше деятельность. Ст.22 Федерального Закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 20 декабря 2004 года «166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», а также постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года, установлены требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».

Согласно постановления об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что правонарушение произошло в <адрес> и выразилось в том, что своими действиями ООО «РЫБНЫЙ РАЙ» по осуществлению хозяйственной деятельности при планировании территории площадки (изменение рельефа местности, выборка, насыпка и размещение отвалов размываемых грунтов) из отвалов размываемых грунтов (донных грунтов) в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водного объекта; расширении, углублении и берегоукреплении участка водного объекта, постройке и размещении бытового строения; размещении в прибрежной защитной полосе водного объекта твердых строительных материалов - гравий (щебень); обустройстве (создании) дамб в водном объекте нарушило ряд требований и ограничений, предусмотренных природоохранным законодательством РФ.

Согласно ст.26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото и киносъемки, звуко - и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.

Судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что отсутствуют надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие факт того, что Обществом с ограниченной ответственностью «РЫБНЫЙ РАЙ» нарушены требования и ограничения, предусмотренные природоохранным законодательством РФ в области охраны окружающей среды, а именно, что Общество с нарушением природоохранного законодательства допустило осуществление планирования территории площадки (изменение рельефа местности, выборка, насыпка и размещение отвалов размываемых грунтов) из отвалов размываемых грунтов (донных грунтов) в прибрежной защитной полосе водоохранной зоны водного объекта, расширение углубления и берегоукрепления участка водного объекта, постройку и размещение бытового строения, размещение в прибрежной защитной полосе водного объекта твердых строительных материалов (гравий (щебень), обустройство дамб в водном объекте.

Кроме того, указывая на причинение вреда водным биологическим ресурсам, а равно и видам водных биологических ресурсов, в основу положено письмо ФГБНУ «АзНИИРХ» от ДД.ММ.ГГГГ (Т-II л. дела ), в соответствии с которым исследование ихтиофауны реки Бештерек специалистами Керченского филиала ФГбНУ «АзНИИРХ» не проводилось, и что выводы сделаны только на основании того, что <адрес> а поэтому возможен заход рыб: уклея, солнечный окунь, голец усатый, шемая крымская, усач крымский, голавль, пескарь крымский, гольян речной.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы (ч.1 ст.26.4 КоАП РФ). В силу ч.2 ст.26.4 КоАП РФ в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

При таких обстоятельствах судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что установление видов водных живых ресурсов, обитающих в реке Бештерек, факта причинения вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания в результате проведения вышеуказанных работ, несомненно относятся к числу вопросов, устанавливаемых в ходе проведения экспертизы.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства углубления и расширения русла реки Бештерек, поскольку не представлены данные о начальных размерах данного русла, которое передано по договору в пользование ООО «РЫБНЫЙ РАЙ».

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов судьи районного суда и не свидетельствуют о незаконности судебного акта.

Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в ходе рассмотрения настоящего дела, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу главного государственного инспектора Крымского отдела Азово-Черноморского территориального управления Росрыболовства ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 06 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> - без изменения.

Судья В.В. Агин