ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-922/18 от 12.11.2018 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2018 года по делу №21-922/2018

Судья Кулишов А.С.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

с участием представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе

12 ноября 2018 года

жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> (далее - ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» либо Общество),

установил:

постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 руб.

Решением судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года указанное постановление должностного лица надзорного органа отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Службу по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, начальник Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. ставит вопрос об отмене принятого судебного акта и о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных обстоятельств судьей районного суда, и на допущенные при рассмотрении дела нарушения норм материального и процессуального права.

Лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, приказом заместителя начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая выездная проверка ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» с целью осуществления государственного земельного контроля (надзора) на землях сельскохозяйственного назначения. Срок проведения проверки 5 дней (ДД.ММ.ГГГГ). Данный приказ о проведении проверки был согласован ДД.ММ.ГГГГ с органами прокуратуры (л.дела об административном правонарушении 36-41, 48).

Из акта проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования, расположенного на территории <адрес>, с кадастровым номером площадью <данные изъяты> га является ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, который зарегистрирован в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Указанный договор аренды заключен ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» сроком на <данные изъяты> (л. дела об административном правонарушении 17-24).

В ходе осмотра указанного земельного участка установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения расположен на территории <адрес> и имеет кадастровый . Месторасположение данного земельного участка определено на местности при помощи технических средств (GPS GARMIN DAKOTA 20, дальномер BOCH GLM 20VF), привязке к местности с использованием картографического материала. В ходе осмотра также установлено, что признаки проведения обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от уплотнения, зарастания сорной растительностью отсутствуют, и что земельный участок в сельскохозяйственном производстве не используется, обработка почвы не проведена, и участок зарос сорной растительностью. Отсутствуют также признаки проведения на данном земельном участке каких-либо агротехнических, фитосанитарных, агрохимических мероприятий.

В акте осмотра должностным лицом органа земельного и фитосанитарного надзора указано, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» вышеуказанные факты относятся к признакам неиспользования части земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства.

На основании указанного акта проверки консультантом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО5 в отношении ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по признакам ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (л. дела об административном правонарушении 10-16).

Постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 руб. (л. дела об административном правонарушении 1-9).

Диспозицией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

П.2 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен один из основных принципов земельного законодательства, закрепляющий приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

Согласно ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить, в том числе, мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ч.1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Согласно данной статьей собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом и федеральными законами.

В соответствии со ст.78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения с/х производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Ч.1 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

При этом, согласно ГОСТу 16265-89 «Земледелие. Термины и определения» под обработкой почвы следует понимать воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков.

ГОСТом 26640-85 «Земли. Термины и определения» установлено, что охрана земель включает комплекс организационно-хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.

В соответствии с ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения» паспорт почв - это документ, содержащий фиксированный набор данных о почве, необходимых для целей ее рационального использования и охраны.

Требования к составлению паспорта почв с целью определения и контроля загрязненности и деградации, для установления мероприятий по их охране, повышению плодородия и рациональному их использованию установлены ГОСТом 17.4.2.03-86 «Почвы. Паспорт почв».

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером передан в аренду ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе производства по делу об административном правонарушением ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» представлена копия договора от ДД.ММ.ГГГГ с ФГБУ «Центр агрохимической службы «Крымский» о проведении агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения (л. дела об административном правонарушении 34) и квитанция об оплате за агрохимическое обследование почв (л. дела об административном правонарушении 29), однако в обжалуемом постановлении не указано о том, по каким основаниям данные доказательства были отклонены и чем обусловлен вывод о виновном бездействии Общества.

Так же в определении об отложении рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ (л. дела об административном правонарушении 78-80) указано о необходимости предоставления письменных объяснений механизаторов ФИО8 и ФИО9 по факту выполнения работ согласно путевым листам трактора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В данных путевых листах (л. дела об административном правонарушении 159, 160) указано о проведении работ по раскорчевке многолетних насаждений. Однако, материалы дела объяснений указанных лиц не содержат.

Судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что из текста постановления не возможно установить какие именно требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду должны были быть выполнены ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» и какие из них не были выполнены.

В материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие содержащиеся в обжалуемом постановлении выводы о деградации почв или неиспользовании земельного участка с указанием признаков, указанных в Перечне признаков неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 года №369.

Судьей районного суда при рассмотрении жалобы ООО «ЯРОСВИТ-АГРО» установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

Доводы должностного лица земельного надзора, изложенные в жалобе, опровергаются указанными выше доказательствами и выводами судьи районного суда.

Несогласие заявителя с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.

При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 26 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>», - без изменения.

Судья В.В. Агин