ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-92/20 от 18.03.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.

Дело № 21-92/2020

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 18 марта 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Стёпиной О.В. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 января 2020 года, которым постановлено:

постановление заместителя руководителя Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 02К-90 от 30 октября 2019 года о привлечении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Васильева Сергея Анатольевича - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 02К-90 от 30 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 января 2020 года, общество с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» (далее также – ООО «Озерновский ГМК», Общество) привлечено к административной ответственности по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400000 руб.

Основанием привлечения ООО «Озерновский ГМК» к административной ответственности послужило невыполнение юридическим лицом в срок до 2 сентября 2019 года включительно пунктов 1, 2, 3, 4, 5 предписания Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 мая 2019 года № П-А75-48.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник ООО «Озерновский ГМК» Стёпина О.В. просит отменить судебное решение. Указывает, что генеральный директор ООО «Озерновский ГМК» Васильев С.А. не был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту жительства. Выражает несогласие с выводами судьи о том, что ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы, используя проект 2014 года, согласование которого отменено, а также, что ООО «Озерновский ГМК» осуществляет горные работы, используя проект 2017 года, который не прошел государственную экспертизу. Поясняет, что Общество ведет горные работы по объекту недропользования на основании согласованных и утвержденных проектов – горно-капитальные работы ведутся по проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2014 году» (проект 2014 года). Отбор валовой геологической пробы с переработкой на лабораторной установке ведутся по проектной документации «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» (проект 2017 года). Проект 2014 года отменен только в части рационального и комплексного освоения. Горно-капитальные работы согласованы. Проект 2017 года не требует согласования Главгосэкспертизы и государственной экологической экспертизы. Данный проект является продолжением Проекта 2014 года. Продление проекта 2017 года до 1 июля 2020 года согласовано территориальной комиссией по разработке месторождений полезных ископаемых. Отмечает, что ООО «Озерновский ГМК» не осуществляет деятельности по обогащению полезных ископаемых, а осуществляет работы по отбору, приему и обработке геологической пробы, проводит технологические исследования на опытной лабораторной установке в целях утверждения запасов, корректировки проектной документации и проектирования основного горно-металлургического комбината. Работы проводятся по договору, заключенному с АО «СиГМа», на технологическое исследование руды на лабораторной установке от 1 января 2019 года. Опытная лабораторная установка является объектом временного строительства. Объект подготавливается к приемке в эксплуатацию. После регистрации опасного производственного объекта, ввода его в эксплуатацию, будет получена лицензия. Считает, что внеплановая выездная проверка проведена с грубыми нарушениями. Кроме того срок исполнения предписания был продлен до мая 2020 года, в связи с чем Общество не может быть привлечено к административной ответственности за неисполнение требований предписания.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

В соответствии с Положением о Дальневосточном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2018 года № 555, Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, сокращенное наименование - Дальневосточное управление Ростехнадзора, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Камчатского края.

Дальневосточное управление Ростехнадзора организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах. Вправе выдавать юридическим лицам независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений, обязательных требований, содержащихся в законодательных и нормативных правовых актах Российской Федерации, в пределах установленной компетенции.

Как следует из материалов дела, 31 мая 2019 года по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Дальневосточным управлением Ростехнадзора в период с 29 апреля 2019 года по 31 мая 2019 года, ООО «Озерновский ГМК» выдано предписание об устранении выявленных нарушений № П-А75-48, в соответствии с которым Обществу предписано:

- в соответствии с пунктом 1 необходимо устранить нарушение, выразившееся в проведении горных работ на опасном производственном объекте «Карьер» II класса опасности в соответствии с проектной документацией «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2014 году», не согласованной в установленном порядке с комиссией Федерального агентства по недропользованию;

- в соответствии с пунктом 2 необходимо устранить нарушение, выразившееся в непроведении экспертизы проектной документации «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах»;

- в соответствии с пунктом 3 необходимо устранить нарушение, выразившееся в осуществлении работ по добыче руды на опасном производственном объекте «Карьер» II класса опасности в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности;

- в соответствии с пунктом 4 необходимо устранить нарушение, выразившееся в осуществлении работ по обогащению руды в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности;

- в соответствии с пунктом 5 необходимо зарегистрировать опасный производственный объект обогащения цветных металлов в государственном реестре опасных производственных объектов.

Срок исполнения пунктов предписания установлен 2 сентября 2019 года (т. 1 л.д. 65-73).

Приказом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 28 августа 2019 года № Р-А75-105 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Озерновский ГМК» в период с 3 сентября 2019 года по 30 сентября 2019 года с целью проверки исполнения Обществом требований предписания (т. 1 л.д. 42-46).

Проверкой установлено, что пункты 1-5 предписания Обществом не выполнены (т. 1 л.д. 27-35).

15 октября 2019 года в отношении ООО «Озерновский ГМК» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т. 1 л.д. 17-21).

30 октября 2019 года дело об административном правонарушении рассмотрено по существу с вынесением заместителем руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора постановления о назначении Обществу административного наказания в виде административного штрафа (т. 1 л.д. 4-9).

При проверке правильности привлечения ООО «Озерновский ГМК» к административной ответственности судья городского суда посчитал доказанным факт неисполнения юридическим лицом требований предписания, в связи с чем согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО «Озерновский ГМК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выводы о наличии в действиях ООО «Озерновский ГМК» состава указанного административного правонарушения основаны на собранных и представленных в деле доказательствах, в том числе: предписании № П-А75-48 от 31 мая 2019 года (т. 1 л.д. 65-73), акте проверки от 31 мая 2019 года (т. 1 л.д. 51-64), акте проверки от 30 сентября 2019 года (т. 1 л.д. 27-35), протоколе об административном правонарушении от 15 октября 2019 года (т. 1 л.д. 17-21), а также других доказательствах, которые были оценены должностным лицом административного органа в порядке ст.ст. 26.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и дополнительно проверены судьей городского суда. Правильность оценки и анализ доказательств сомнений не вызывают.

Доводы жалобы о несогласии с требованиями предписания выводов должностного лица и судьи не опровергают.

В силу ст. 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Указанные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

В соответствии со свидетельством о регистрации А75-00547 выданным Дальневосточным управлением Ростехнадзора 12 ноября 2019 года, (т. 1 л.д. 181) ООО «Озерновский ГМК» эксплуатирует опасные производственные объекты:

- участок горного капитального строительства (специализированный) II класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0001, дата регистрации 29 августа 2017 года);

- гараж месторождение «Озерновское» IV класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0002, дата регистрации 15 ноября 2017 года);

- склад химических реагентов IV класса опасности (регистрационный номер А75-00547-0003, дата регистрации 25 апреля 2018 года).

Опасные производственные объекты «Участок горного капитального строительства (специализированный)» и «Склад химических реагентов» по материалам дела именуются как «Карьер» и «Склад».

В соответствии с актом проверки от 31 мая 2019 года (т. 1 л.д. 51-64), ООО «Озерновский ГМК» на территории месторождения «Озерновское» в Карагинском муниципальном районе эксплуатирует опасные производственные объекты - «Карьер» и «Склад».

Ведение горных работ с добычей полезного ископаемого на территории месторождения «Озерновское» осуществляется на основании проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» и проектной документацией «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах».

Проектной документацией «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» предусмотрена попутная добыча полезного ископаемого и складирование на рудоусреднительном складе с последующей переработкой на золотоизвлекательной фабрике.

Планами развития горных работ, согласованными Дальневосточным управлением Ростехнадзора, согласованы объемы добычи горной руды на 2018 год – 74909 тонн, на первое полугодие 2019 года – 264715 тонн.

Планами развития горных работ на 2018 и 2019 года переработка добытой руды не предусмотрена, в связи с отсутствием зарегистрированного в установленном порядке объекта переработки (обогащения) руды, а также лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности – эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности.

Вместе с тем анализ документации показал, что в 2018 году и в период с января по апрель 2019 года юридическим лицом осуществлялись добыча и переработка (обогащение) руды. В 2018 году добыто 70710 тонн руды, переработано 17410 тонн руды. В период с января по апрель 2019 года добыто 30927 тонн руды, переработано 9365 тонн.

При этом горные работы на опасном производственном объекте «Карьер» ведутся по проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края», не согласованной комиссией Федерального агентства по недропользованию. Также Обществом не проведена экспертиза проектной документацией «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах». Работы по добыче и переработке (обогащению) руды на опасном производственном объекте «Карьер» ведутся в отсутствие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности. Опасный производственный объект обогащения цветных металлов не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.

Пунктами 1-5 предписания № П-А75-48 от 31 мая 2019 года предписано устранить данные нарушения (т. 1 л.д. 65-73).

Доводы жалобы о том, что проектная документация «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» согласована в установленном порядке, не опровергают выводы должностного лица административного органа и судьи о том, что в соответствии с данной проектной документацией проводить горные работы было нельзя.

Действительно, 29 декабря 2014 года проектная документация «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» была согласована на заседании территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию (далее - комиссия), что подтверждается протоколом заседания комиссии от 29 декабря 2014 года № 18/14 (т. 1 л.д. 195-204).

Однако, как следует из протокола заседания территориальной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию от 3 октября 2017 года № 353, комиссией было принято решение согласовать проектную документацию «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах». В соответствии с пунктом 3.2 протокола комиссией принято решение считать утратившим силу решение от 29 декабря 2014 года № 18/14 по согласованию проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» (т. 1 л.д. 189-193).

Из заключения ООО «РМС-ЭКСПЕРТ» № 07-06-19 от 17 июля 2019 года следует, что проектная документация «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» была разработана в связи с возникшей необходимостью внести существенные изменения в технологический процесс, так как в процессе реализации предыдущего проекта выявлен ряд существенных несоответствий параметров технологического оборудования, кардинально влияющих на проектные показатели (т. 2 л.д. 36-150)

Таким образом проектная документация «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» была разработана взамен предыдущей. Решение о согласовании предыдущей проектной документации было отменено, в связи с согласованием новой проектной документации.

Письма Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию от 12 декабря 2019 года и 21 февраля 2020 года (т. 2 л.д. 9-10, 11) о том, что решение комиссии от 3 октября 2017 года № 353 об утрате силы ранее принятого решения по согласованию проектной документации «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» принято только в части рационального и комплексного использования недр не могут быть приняты во внимание, поскольку решение комиссии от 3 октября 2017 года не позволяют трактовать принятое ею решение в таком аспекте.

Кроме того, как следует из письма Департамента по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию (Камчатнедра) от 5 июня 2018 года, проектная документация «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» была согласована как самостоятельный проект, поскольку в наименовании проектной документации отсутствовало слово «Дополнение». При этом Камчатнедра считают, что, по сути, новый проект вносит изменения в предыдущий. В связи с чем Камчатнедра предлагало АО «СиГМА» направить проект «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» как дополнение к проекту «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края».

Однако в материалах дела отсутствуют сведения, что АО «СиГМа» направляло соответствующий проект как дополнение к ранее согласованному проекту, и комиссией было принято новое решение в данной части.

При таких обстоятельствах, оснований считать проект «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» согласованным после отмены решения о его согласовании не имеется.

В связи с чем пункт 1 предписания является обоснованным.

Пунктами 19, 20 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых» (утверждены Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2013 года № 599) установлено, что ведение горных работ должно осуществляться в соответствии со: схемой развития горных работ (при наличии); проектной документацией; годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.

Проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация на консервацию и ликвидацию, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое перевооружение объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе промышленной безопасности.

В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 48.1, ч.ч. 1, 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственной экспертизе подлежат проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, особо опасных и технически сложных объектов, к которым относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов: а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более; в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Как установлено выше, ООО «Озерновский ГМК», в нарушение указанных требований, горные работы на опасном производственном объекте «Карьер» II класса опасности с добычей полезного ископаемого и его переработкой осуществляет в соответствии с Проектом «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах», который не прошел экспертизу.

При таких обстоятельствах п. 2 предписания является законным.

Ссылки в жалобе на наличие положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию «Опытно-промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» не могут быть приняты во внимание, поскольку оснований считать проект «Технический проект. 1 этап. Опытно – промышленные работы по добыче и переработке руды участков БАМ и Хомут Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края в 2017-2019 годах» как изменение к ранее согласованной документации не имеется.

Доводы жалобы о незаконности п.п. 4, 5 предписания со ссылками на то, что ООО «Озерновский ГМК» не осуществляло деятельность по обогащению полезных ископаемых, а осуществляло работы по отбору, приему и обработке геологической пробы, проводило технологические исследования на опытной лабораторной установке в целях утверждения запасов, корректировки проектной документации и проектирования основного горно-металлургического комбината, в связи с чем лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности не требуется, зарегистрировать опасный производственный объект было невозможно, подлежат отклонению.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 9 данного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, регламентирован ст. 12Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Опасными производственными объектами в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, к которым относятся среди прочих объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.

Действительно, присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.

Однако в соответствии с п. 5 приложения № 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы и работы по обогащению полезных ископаемых.

В соответствии с пунктом 8 приложения № 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев), установлен III класс опасности.

Таким образом, анализ приведенных норм Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с учетом приложений к нему) позволяет сделать вывод, что для объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев), установлены критерии опасности III класса.

Из материалов дела следует, что в 2018 году и в период с января по апрель 2019 года ООО «Озерновский ГМК» осуществляло работы по переработке (обогащению) руды, то есть эксплуатировало объект III класса опасности – лабораторию по переработке добываемой руды без лицензии и в отсутствие регистрации опасного производственного объекта в качестве такового, тем самым нарушало требования действующего законодательства.

То обстоятельство, что ООО «Озерновский ГМК» неоднократно получало отказы в регистрации опасного производственного объекта «Лабораторная установки по переработки валовой пробы руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края» от Дальневосточного управления Ростехнадзора не свидетельствует о невозможности такой регистрации, так как из имеющихся в материалах дела документов следует, что отказы в регистрации опасного производственного объекта связаны с несоблюдением Обществом требований в части оформления соответствующего заявления и приложенных к нему документов (т. 1 л.д. 172-174, 216-218).

Доводы жалобы о продлении ООО «Озерновский ГМК» срока исполнения предписания до мая 2020 года подлежат отклонению, так как письмом Дальневосточного управления Ростехнадзора от 16 января 2020 года продлены сроки выполнения предписания от 30 сентября 2019 года № П-А75-105, а не от 31 мая 2019 года № П-А75-48 (т. 2 л.д. 34-35).

Ссылки в жалобе на допущенные Дальневосточным управлением Ростехнадзора грубые нарушения при проведении проверки не нашли своего подтверждения при рассмотрении настоящей жалобы.

Из материалов дела не следует, что документы, исследованные в ходе проверки, не были обусловлены целями проверки и (или) не относились к ее предмету.

То обстоятельно, что генеральный директор ООО «Озерновский ГМК» не был извещен о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении по месту жительства не является процессуальным нарушением, поскольку лицом, привлекаемым к административной ответственности, является ООО «Озерновский ГМК», а не Васильев С.А. Общество извещалось о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении по юридическому адресу. При составлении протокола по делу об административном правонарушении принимал участие защитник юридического лица Бухольцев А.Н.

В целом доводы настоящей жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки при рассмотрении жалобы в Петропавловск-Камчатском городском суде Камчатского края, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, им была дана надлежащая правовая оценка, правильность которой сомнений не вызывает.

Наказание ООО «Озерновский ГМК» назначено с учётом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения в размере, предусмотренном санкцией вмененной статьи, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела в полном объеме не выявлено существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 28 января 2020 года оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Озерновский горно-металлургический комбинат» Стёпиной О.В. – без удовлетворения.

Судья Н.В. Гончарова