ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-92/2021 от 16.03.2021 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кировский районный суд г. Махачкалы дело судья М.<адрес>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 16 марта 2021 года, по делу , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника АО «Махачкалинский морской торговый порт» по доверенности ФИО3 на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от <дата>/П/15 и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении АО «Махачкалинский морской торговый порт»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от <дата>/П/15, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>, юридическое лицо АО «Махачкалинский морской торговый порт» (далее АО «ММТП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе заявитель просит отменить постановление должностного лица и судебное решение, прекратить производство по делу об административном правонарушении. В частности, ссылается на то, что непредставление паспортов отходов в административный орган не является сокрытием или искажением экологической информации, так как ими в период с 2014 по 2019 годы ежегодно предоставлялась статистическая отчетность по форме 2 ТП, содержащая информацию о всех видах отходов.

В суде апелляционной инстанции защитник ФИО3 поддержал доводы жалобы и просил их удовлетворить.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, прихожу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 8.45 Кодекса административным правонарушением признается сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона ст. 8.5 КоАП РФ выражается в сокрытии и искажении экологической информации. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов. Под сокрытием имеется в виду утаивание, не доведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что АО «ММТП» не выполнено требование о направлении в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическим лицом способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручение ими под роспись, а также требование о ведении порядка учета в области обращения с отходами и формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления.

На отходы I-IV класса опасности составлены паспорта, подтверждающие отнесение отхода к конкретному классу опасности. В ходе проверки АО «ММТП» представлены 25 паспорта опасных отходы I-IV классов опасности, разработанных с 2014 по 2019 год.

Однако в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» паспорта опасных отходов должны быть разработаны и направлены в уведомительном порядке Росприророднадзор. Направлено уведомлением в Росприроднадзор всего 3 паспорта опасных отходов.

Кроме этого, в соответствии с представленными паспортами опасных отходов у предприятия образуется отход IV класса опасности «мусор наплавной от уборки акватории» код отхода по ФККО 73995101724. Однако информации в журнале учета образования и перемещения отходов по форме, утвержденной приказом Минприроды России от <дата><дата> и 1-2 кварталы 2020 г. данный отход в графе 3 «образования отходов» не указан, а также не указан и в статистической отчетности по форме 2ТП - (отходы) за 2019 год в графе 4 образование отходов за отчетный год».

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

В соответствии с требованиями п.7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> установлено, что на отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от <дата>.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Из чего следует, что предприятием АО «ММТП» в процессе деятельности, которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. Утверждение общества о том, что наличие паспорта отхода не подразумевает обязательное его образование не верно, так как в соответствии с представленными паспортами опасных отходов у предприятия образуется отход IV класса опасности мусор наплавной от уборки акватории» код отхода по ФККО 73995101724.

В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от <дата> N 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности, то есть паспорт отхода составляется только на виды отходов, которые образуются при осуществлении деятельности предприятия. Наличие у предприятия АО «ММТП» паспорта опасного отхода IV класса опасности «мусор наплавной от уборки акватории» код отхода по ФККО 73995101724 свидетельствует об образовании данного отхода у предприятия. В случае образования отходов производства и потребления предприятием необходимо вести учет в соответствии с приказом Минприроды России от <дата> «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». Информации в журнале учета образования и перемещения отходов по форме, утвержденной приказом Минприроды России от <дата><дата> и 1-2 кварталы 2020 г. данный отход в графе 3 «образования отходов» не указан, а также не указан и в статистической отчетности по форме 2ТП - (отходы) за 2019 год в графе 4 «образование отходов в отчетный год».

Таким образом, следует согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи первой инстанции об осуществлении АО «ММТП» деятельности с сокрытием или искажением экологической информации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ММТП» к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Факт совершения АО «ММТП» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которые получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.

Действия АО «ММТП» правильно квалифицированы по ст. 8.5 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса, в пределах санкции ст. 8.5 Кодекса, оно является справедливым и соразмерно содеянному.

Также следует добавить, что апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РД от <дата> оставлено без изменения решение Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>, а апелляционная жалоба представителя АО «ММТП» - без удовлетворения. Данным решением суда административное исковое заявление АО «ММТП» к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Росприроднадзора об отмене результатов проведенной плановой выездной проверки, оформленных актом проверки, и предписания, по итогам которых как юридическое лицо, так и его сотрудники привлечены к административной ответственности, оставлено без удовлетворения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенных решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Жалоба не содержит доводов, влекущих изменение обжалуемого судебного акта, поскольку сводится лишь к переоценке исследованных судом доказательств и несогласию с выводами суда.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 от <дата>/П/15 и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении АО «Махачкалинский морской торговый порт» оставить без изменения, жалобу защитника ФИО3 - без удовлетворения.

Судья

Верховного Суда

Республики Дагестан А-ФИО4