Судья Серикова В.А. Дело № 21-93/2022
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 07 февраля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя государственного унитарного предприятия Республики Крым «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО1 на решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 07 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» (далее - ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» либо Предприятие),
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда города Симферополя 07 декабря 2021 года постановлено решение, которым в удовлетворении жалобы ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» отказано, постановление должностного лица надзорного органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, представитель ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО2 подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил отменить вышеуказанные акты, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» состава административного правонарушения. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из материалов дела следует, что в адрес Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Южное Управление Росприроднадзора) от генерального директора ООО «Экопром Крым» ФИО4 поступило обращение о наличии признаков административного правонарушения в действиях юридического лица ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ». Из обращения следует, что региональным оператором ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» фактически не исполняется территориальная схема обращения с отходами, и что получаемые отходы, размещаются на полигон ТКО, минуя объект обработки отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации, проведения сортировки, разборки и очистки.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Южного Управления Росприроднадзора возбуждено дело об административном правонарушении № в отношении юридического лица ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» по признакам ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.44-48).
В ходе проведения административного расследования установлено, что плановый срок ввода в эксплуатацию объекта - мусороперерабатывающая станция г. Симферополь с элементами сортировки отходов в 2021 году (таб. 10.1 (ст. 247) ТСОО).
Согласно соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории логистических зон (кластеров) Республики Крым №№ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым с ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ», последнее является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Республики Крым.
Согласно договору на безвозмездное выполнение работ (оказание услуг) от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между ООО «Экопром Крым» и ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ», услуги по обработке твёрдых коммунальных отходов осуществляет ООО «Экопром Крым», так исполнитель обязуется обработать ТКО IV-V класса опасности, образованных на территории города Симферополь, на объекте обработки отходов, расположенном по адресу: <адрес>, с приложением актов сдачи-приёмки отходов, прошедших обработку твердых коммунальных отходов. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Между тем региональным оператором ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» не исполняются требования утвержденной территориальной схемы обращения с отходам, получаемые отходы, размещаются на полигоне ТКО, минуя объект обработки отходов ООО «ЭкоПром Крым», ввод в эксплуатацию которого подтверждается договором от ДД.ММ.ГГГГ№, а также актами сдачи-приёмки отходов.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 в отношении ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» составлен протокол об административном правонарушении по признакам ч.1 ст.8.2 КоАП РФ (л.д.168-176).
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб. (л.д. 180-188).
Диспозицией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ).
Согласно ч.8 ст.12 Закона №89-ФЗ, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается.
Согласно ч.1 ст.13.3 Закона №89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п.10 ст. 24.6 Закона №89-ФЗ, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Согласно п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
П.34 вышеуказанных правил предусмотрено, что в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
П. 40 вышеуказанных правил предусмотрено, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по следующим основаниям:
а) в течение календарного года по вине регионального оператора были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил, и (или) условий договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) условий соглашения в отношении объема (массы) твердых коммунальных отходов, образующихся в зоне деятельности регионального оператора, подтвержденные актами о нарушении региональным оператором обязательств по договору, составленными в порядке, предусмотренном типовым договором;
б) в течение календарного года региональным оператором были допущены многократные (2 раза и более) нарушения настоящих Правил и (или) условий соглашения, повлекшие причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан;
в) задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
г) нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
В соответствии с п.11 Формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641»), региональный оператор обязан:
- принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему договору;
- обеспечивать транспортирование, обработку, обеззараживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего обращение с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо органа природоохранного надзора и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы представителя ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО2 о том, что рассмотрение дела, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ относится к исключительной подсудности районного суда, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона.
Так ч.1 ст.23.29 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2 настоящего Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический надзор.
В соответствии с ч.2 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.8.2 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», передача на рассмотрение судье дел об административных правонарушениях, перечисленных в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, осуществляется на основании вынесенного в соответствии с п.5 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ определения органа или должностного лица, к которым поступило такое дело. Указанное определение должно отвечать требованиям ст.29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения. Вместе с тем отсутствие приведенных мотивов в определении о передаче дела на рассмотрение судье не может являться основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
Из содержания ст.29.1 КоАП РФ следует, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют, в том числе, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела.
В материалах дела отсутствует определение должностного лица, уполномоченного в силу части 1 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать настоящее дело, о передаче его на рассмотрение судье.
Кроме того, из содержания административного материала следует, что по настоящему делу фактически не проводилось административное расследование, понятие которого определено в подп. «а» п.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которого административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Доводы представителя ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО2, изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую оценку.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Киевского районного суда города Симферополя от 07 декабря 2021 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении ГУП РК «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» административного наказания должностным лицом органа природоохранного надзора учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены актов по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу представителя государственного унитарного предприятия Республики Крым «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ» ФИО1 оставить без удовлетворения,
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№, решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 07 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении государственного унитарного предприятия Республики Крым «КРЫМЭКОРЕСУРСЫ», - без изменения.
Судья В.В. Агин