ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-93/21 от 10.03.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья г/с Третьякова Н.Н. Дело № 21-93/21

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 10 марта 2021г.

Судья Кемеровского областного суда Ярова Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ в отношении

МАКАРОВА Владимира Петровича, ДД.ММ.ГГГГг. рождения, уроженца <адрес> гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>

по жалобе Макарова В.П. на решение судьи Беловского городского суда от 30 декабря 2020г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением №18810042180005757527 инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Карпенко А.С. от 10.08.2020, оставленным без изменения решением судьи Беловского городского суда от 30.12.2020, Макаров В.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 500 (пятьсот) рублей.

В жалобе Макаров В.П. просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что для стран – участников ЕАЭС таможенное декларирование не применяется; на территории стран – союзников отсутствуют таможенные посты, между ними существует единый рынок – совокупность экономических отношений в рамках Союза, при которых обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, поэтому декларация на автомобиль, зарегистрированный в Республике Казахстан не требуется; ст. 278 Таможенного кодекса РФ, на которую сослался суд в решении, относится к международным перевозчикам, участвующим в международном дорожном движении, каковым Макаров В.П. не является, нарушение п.2.2 ПДД РФ, на который судом указано в решении, должностным лицом Макарову В.П. не вменялось.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника Плотникова К.Н., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ наступает за управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении, 10.08.2020 в 08-20 часов на ул. Октябрьская, 7, г.Белово, Макаров В.П., в нарушение п. 2.1.1 ПДД РФ, управлял транспортным средством «TOYOTAMARK 2» государственный регистрационный знак без документов, предусмотренных ПДД РФ (таможенная декларация).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Макарова В.П. к административной ответственности по ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, о чем инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД России «Беловский» Карпенко А.С. вынесено соответствующее постановление.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении в судебном порядке предполагает обязанность судьи установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела, достаточны ли собранные доказательства для сделанных в этом постановлении выводов, соответствуют ли выводы, изложенные в постановлении, фактическим обстоятельствам дела, правильно ли применен закон, не осталось ли в деле неустранимых сомнений и справедливо ли административное наказание, назначенное лицу, совершившему административное правонарушение (Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2013 №486-О).

Проверяя законность и обоснованность вынесенного постановления, судья городского суда пришел к выводу о доказанности обстоятельств на основании которых было вынесено постановление и согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях Макарова В.П. состава вмененного административного правонарушения.

Однако судья городского суда не учел следующего.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.3 КоАП РФ составляет управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Согласно пункту 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее – ПДД РФ), водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки регистрационные документы на данное транспортное средство.

В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под регистрационным документом понимается документ, содержащий сведения о государственном учете транспортного средства, регистрационные данные транспортного средства и иные установленные регистрирующим органом данные.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Согласно положениям статьи 1 главы 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене в 1968 году) транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно:

- принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное место жительства вне этого государства;

- не зарегистрировано в этом государстве;

- временно ввезено в него.

Таким образом, гражданин Российской Федерации, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одном из государств - членов ЕАЭС, на территории Российской Федерации в соответствии с положениями Конвенции не может считаться участвующим в международном дорожном движении, если он не имеет постоянного места жительства в государстве регистрации данного транспортного средства.

Временный ввоз транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС регламентируется положениями статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В отношении граждан государств - членов ЕАЭС под временным ввозом понимается ввоз ими на территорию ЕАЭС на срок не более 1 года транспортных средств, зарегистрированных в государствах, не являющихся членами ЕАЭС.

Таким образом, транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах ЕАЭС, при ввозе на территорию Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве временно ввозимых автомобилей.

Допуск транспортных средств, зарегистрированных в государствах-членах ЕАЭС, к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации под управлением граждан России осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства и условиями международных договоров.

Исходя из того, является ли владелец транспортного средства гражданином России, ситуация может быть разрешена следующим образом.

В случае, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене ЕАЭС за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции Российской Федерации на основании выданных таможенными органами паспортов транспортных средств.

В случае, если транспортное средство зарегистрировано на гражданина одного из государств-членов ЕАЭС в данном государстве и находится в пользовании гражданина России, его регистрация потребуется только в случае наличия (подтверждения) сведений о временном ввозе транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года.

Таким образом, для решения вопроса о том, является ли лицо, управляющее транспортным средством, субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.3 КоАП РФ, необходимо установить, зарегистрировано ли транспортное средство в установленном законом порядке, на территории какого государства оно зарегистрировано, не является ли гражданин участником международного дорожного движения.

Между тем, материалы дела не содержат документальных сведений о регистрации транспортного средства, которым управлял Макаров В.П., и его владельце.

Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судом первой инстанции не были установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения, не была дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам в их совокупности и сделан преждевременный вывод о доказанности вины Макарова В.П. в его совершении.

При таких обстоятельствах, судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.9, 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Беловского городского суда от 30 декабря 2020г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, в отношении Макарова Владимира Петровича отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда, жалобу – удовлетворить частично.

Настоящее решение вступает в силу в день его вынесения, но может быть обжаловано (опротестовано прокурором) непосредственно в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Е.В. Ярова