Судья Туравинина Ю.Ю.
дело №21-94, поступило 17.03.2020 г.
УИД: 04RS0019-01-2019-000546-21
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
22 июня 2020 г. г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Темниковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» ФИО1 на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 6 декабря 2019 г. о привлечении ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» (далее-Общество) к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 Кодекса обадминистративныхправонарушенияхРоссийской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
постановлением от 27 июня 2019 года N В-204, вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, главного специалиста –экспертарегионального отдела экологического надзора Байкальского межрегионального управления РосприроднадзораФИО2 ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал Даймонд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением,Общество обратилось св суд с жалобой об отмене постановления должностного лица в связи с его незаконностью.
Районный суд постановил указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Бурятия, представитель Общества выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении ООО «Туристический рекреационный комплекс Байкал-Даймонд» по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности и необоснованности.
В судебном заседании представители Общества,действующие по доверенностям ФИО1,ФИО3,ФИО4 доводы жалобы поддержали, просили отменить решение, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события административного правонарушения.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории по доверенности ФИО5, прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Ворошилова М.А. возражали против доводов жалобы, ссылались на законность и обоснованность состоявшихся актов должностного лица и суда.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу части1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушений, предусмотренной данной нормой являются общественные отношения в области использования и охраны территорий, предназначенных для защиты водных объектов и обеспечения правомерных видов пользования ими, а именно в пределах прибрежной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Объективная сторона рассматриваемого составаадминистративного правонарушения выражается в совершении виновным лицом действий (бездействия),нарушающих указанные ограничения,установленные действующим законодательством для обязательного соблюдения при осуществлении Хозяйственной или иной деятельности.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ «Об охране озера Байкал», озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия.
Байкальская природная территория –территория, в состав которой входя озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории,прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкалтерритория до 200 километров на запад и северо-запад от него. На Байкальской природной территории выделяются несколько экологических зон, в том числе центральная экологическая зона-территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал(ст.2).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 №94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему, в том числе запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической проектной документации таких объектов.
Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации(п.3 ст.6).
В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 №643 запрещается в том числе, строительство зданий и сооружений (Или их частей),функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристко- рекреационного типа с системами жизнеобеспечения обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
В силу п.1 ст. 41 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении такой деятельности, в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках, осуществление их благоустройства, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (п.2 ст. 41 ).
Вместе с тем, факт строительства зданий и сооружений ( или их частей) функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристко-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных,жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек запрещен в силу положений Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 №643.
Из материалов дела следует и установлено судом, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки должностными лицами Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 20 мая 2019 по 17 июня 2019 года в отношении Общества были выявлены нарушения: осуществляется строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристко-рекреационного типа с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных,жилых и рекреационных объектов с осуществлением видов деятельности,разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (Или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
А именно: на земельном участке с кадастровым номером ..., относящемуся к землям лесного фонда, расположенном по адресу: <...>, <...>, <...>, <...>, <...> зафиксирован факт проведения работ по строительству здания, исполненный в виде каркаса из деревянных брусьев, расположенных на углубленных в землю бетонных «стульчиках», площадь основания, примерно <...> Севернее, от данного здания в 10м., начато аналогичное строительство. На земельном участке с кадастровым номером ... имеются здания и сооружения: коттедж двухэтажный,8,0 на 7,0м. на железобетонных столбчатых «стульчиках», кемпинги одноэтажные, установленные на железобетонных брусках, зона барбекю, одноэтажное деревянное здание на железобетонных брусках, одноэтажное здание ресторана также на железобетонных столбчатых «стульчиках», кроме того, в 2-х местах установлены железобетонные столбчатые «стульчики» для возведения объектов гостиницы и спортивного зала.
Должностное лицо и суд пришли к выводу, что размещение рекреационного объекта произведено в нарушение запрета, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации №643.( в отсутствие Проекта освоения лесов, соблюдения процедуры присвоения статуса особо охраняемых природных территорий туристко-рекреационного типа).
Факт совершения Обществом вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, материалами проведенной проверки, и иными письменными доказательствами и материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Верховный Суд Республики Бурятия жалобы о том, что в действиях привлеченного к административной ответственности лица отсутствует объективная сторона правонарушения, не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом и судом допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обществом было допущено нарушение, а именно осуществлено строительство на лесном участке, находящемся в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, расположенном в водоохранной зоне озера Байкал, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, установленных обстоятельств по делу, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является. Доводы повторяют позицию подателя жалобы при рассмотрении дела в районном суде и направлены по своей сути и в совокупности на переоценку выводов должностного лица и суда, что не может являться основанием к их отмене.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции в части 1 ст.8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах экологической зоны Байкальской природной территории №204-В от 27 июня 2019 года о привлечении к административной ответственности ООО «ТРК Байкал Даймонд» по ч1 ст.8.42 КоАП РФ, решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 6 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу-без удовлетворения.
Судья: М.В.Ихисеева.