Дело № 21-941/2016
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 07 октября 2016 года
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу Ожаровского Н.С. на решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении главы администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Ожаровского Н.С.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации по надзору за использованием и охраной водных объектов по Хабаровскому краю Шкарбуль В.Г. от 12.07.2016 года № глава администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края Ожаровский Н.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10.08.2016 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
Ожаровский Н.С. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения, указывая, что администрация Ванинского муниципального района не является субъектом инкриминируемого административного правонарушения.
Ожаровский Н.С., его защитник Митрошина Е.Г., должностное лицо административного органа Шкарбуль В.Г. на рассмотрение жалобы не явились, извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Изучив доводы жалобы, выслушав пояснения должностного лица административного органа Плахтий А.Ю., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.
Из материалов дела следует, что администрация Ванинского муниципального района, в лице ее главы Ожаровского Н.С., возглавляющего администрацию муниципального района и обеспечивающего осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, являясь распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и осуществляя организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межпоселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, не организовала деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации твердых коммунальных отходов на территории района, в нарушение ч. 2 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды", ст. 65 Водного кодекса РФ, ст.12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131 –ФЗ, ч.3 ст.72 ФЗ№ -136, Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г., Федерального закона №-52 -ФЗ от 30.03.1999 г, допустила несанкционированное хранение отходов в водоохраной зоне бухты Ванино на земельных участках с кадастровыми номерами 811, 187, которое может повлечь загрязнение, засорение и (или) истощение водного объекта.
Указанные обстоятельства зафиксированы актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 08.06.2016 года № и фотоснимками, произведенными фотоаппаратом Canon DS 126151 №.
При проверке законности и обоснованности постановления о назначении наказания судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения главой Ванинского муниципального района Ожаровским Н.С. инкриминируемого правонарушения изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица административного органа и решении судьи районного суда, как и нормы закона, несоблюдение которых было допущено им, проверка законности и обоснованности которых показывает, что выводы должностных лиц и судьи основываются на достоверных доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещается, в том числе, размещение объектов размещения отходов производства и потребления.
По смыслу указанной нормы водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии поверхностных водных объектов и включающая в себя защитную береговую полосу.
Согласно ч.8 ст.65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.
В жалобе Ожаровский Н.С., а также его защитник Митрошина Е.Г. в судебном заседании в суде первой инстанции факт загрязнения в водоохранной зоне бухты Ванино в границах муниципального образования не отрицали.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Указанный Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды (статья 3 Закона).
В соответствии с подпунктом 2 частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
На основании ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Постановлением главы администрации Внинского муниципального района от 07.11.2013 года № в целях оздоровления экологической обстановки в районе и обеспечения экологической безопасности населения утверждена муниципальная программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2014-2020 годы», согласно которой одной из задач является ликвидация несанкционированных свалок.
Таким образом, осуществление мероприятий, связанных с охрана окружающей среды и обеспечением экологической безопасности Ванинского муниципального района Хабаровского края, в том числе и на территории водоохранной зоны, возложена на администрацию Ванинского муниципального района Хабаровского края.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что он является ненадлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения и ответственность за совершенное правонарушение лежит на лице, непосредственно разместившим мусор на территории водоохраной зоны, считаю несостоятельными.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и доказательств, оснований для которой не имеется.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют необходимые показания представителей пользователей земельных участков, расположенных вблизи свалки, не являются основанием для освобождения от ответственности, поскольку при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом и судьей районного суда определены правильно, существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Факт совершения административного правонарушения должным образом установлен, наказание Ожаровскому Н.С. назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ для должностных лиц. Доводы жалобы не нахожу влекущими отмену судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права и соответствующего существу и цели закона.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
решение судьи Ванинского районного суда Хабаровского края от 10.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении главы администрации Ванинского муниципального района Ожаровского Н.С. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А.