ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-945/17 от 06.12.2017 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Никитенкова Е.В. Дело №21-945/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В., при секретаре Сивергиной В.Н., рассмотрев 06 декабря 2017 года жалобу Совершаевой Марии Антоновны на постановление заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 01 августа 2017 года №04-06/7454 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Совершаевой Марии Антоновны,

установил:

постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми ФИО5 от 01.08.2017 №04-06/7454 Совершаева М.А. – .... - признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), выразившегося в ненаправлении в Федеральное казначейство информации об изменении условий государственного контракта от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которые были изменены путём заключения 11.01.2017 дополнительного соглашения <Номер обезличен> в соответствии с требованиями пункта 8 части 2, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Совершаева М.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить.

По результатам рассмотрения жалобы судом вынесено указанное решение.

Оспаривая законность принятого решения суда, в жалобе Совершаева М.А. настаивает на отмене постановления должностного лица и решения суда, прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения защитников Совершаевой М.А. – Паншиной С.Н., Чамашкина В.А., представителя УФАС по Республики Коми Сандул Н.В., прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе №44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок предусмотрено создание и ведение единой информационной системы в сфере закупок (далее единая информационная система).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.01.2015 №36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» и приказом Федерального казначейства от 22.12.2015 №354 «О вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок» единая информационная система, созданная на базе Официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, введена в эксплуатацию с 01.01.2016.

Пунктом 6 части 3 ст.4 ФЗ от 05.04.2013 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ единая информационная система содержит, в том числе реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиком (далее реестр контрактов), информация о которых подлежит размещению в единой информационной системе сфере закупок, представления заказчиком информации и документов для включения в реестр контрактов, определен Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказниками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 "О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну" (далее Правила №1084).

Согласно ч.1 ст.103 Федерального закона от 05.04.2013 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ, п.6 Правил №1084 ведение реестра контрактов осуществляется Федеральным казначейством путём формирования или изменения реестровых записей, в которые включаются информация и документы, представляемые заказчиками, определенными пунктом 7 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ, в соответствии с настоящими Правилами.

Перечень документов и информация, которые включаются в реестр контрактов, определены в части 2 статьи 103 ФЗ от 05.04.2013 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ. В реестр контрактов включается, в том числе, информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены (пункт 8 части 2 статьи 103 ФЗ от 05.04.2013 N44-ФЗ).

В силу части 3 статьи 103 ФЗ от 05.04.2013 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ, в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений.

В соответствии с частью 4 статьи 103 ФЗ от 05.04.2013 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие предусмотренных частью 2 настоящей статьи информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

В соответствии с п.14 Правил №1084 (приостановлено действие с 25.04.2017) Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов проверяет, в том числе с использованием программно-аппаратных средств, в том числе наличие информации и документов, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил. П.19 Правил №1084 предусмотрено, Федеральное казначейство в течение 1 рабочего дня, следующего за днем включения (обновления) реестровой записи в реестр контрактов, извещает в электронном виде заказчика о включении (обновлении) реестровой записи в реестр контрактов с указанием присвоенного уникального номера реестровой записи в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил. При отрицательном результате проверки, предусмотренной пунктами 13 и 14 настоящих Правил, представленные заказчиком информация и документы не включаются в реестр контрактов. При этом Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней со дня получения от заказчика информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов, направляет в электронном виде заказчику протокол, содержащий перечень выявленных несоответствий и (или) основания, по которым информация и документы не включены в реестр контрактов (пункт 20 Правил №1084). Заказчик в течение 1 рабочего дня со дня получения протокола, указанного в пункте 20 настоящих Правил, устраняет выявленные несоответствия, при необходимости формирует недостающие информацию и документы, подлежащие включению в реестр контрактов, и в соответствии с пунктами 10-12 настоящих Правил направляет доработанные информацию и документы в Федеральное казначейство(п.21 Правил №1084).

Как установлено судьей и отделом контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, заказчиком ... размещена информация о заключенном государственном контракте между ... и ООО ....» от 29.12.2016 <Номер обезличен> – на поставку гормональных препаратов для граждан Российской Федерации, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами и медицинскими изделиями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на 2 полугодие 2016 года.

11.01.2017 между ... и ООО ...» заключено дополнительное соглашение к государственному контракту от 29.12.2016 <Номер обезличен>, в соответствии с которым были внесены изменения в условия государственного контракта.

С учетом приведенных выше положений норм права, ... обязан был в срок не позднее 16.01.2017 направить в Федеральное казначейство информацию об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

В ходе обзора официального сайта единой информационной системы при проведении Прокуратурой Республики Коми проверки, было выявлено, что информация об изменении условий государственного контракта, в том числе дополнительное соглашение <Номер обезличен> от 11.01.2017 в единой информационной системе реестра контрактов отсутствует.

Судья пришла к выводу о доказанности вины Совершаевой М.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, так как ею не выполнены требования закона.

Однако с такими выводами судьи районного суда нельзя согласиться.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения законодательства получили развитие в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с материалами дела, дополнительное соглашение <Номер обезличен> от 11.01.2017 со стороны заказчика было подписано заместителем министра здравоохранения Республики Коми Совершаевой М.А. в силу возложенных на неё должностных обязанностей приказами ... от 11.01.2016 <Номер обезличен>-к, от 03.03.2016 <Номер обезличен>-р о назначении на должность, Положения о контрактной службе ..., приложения к нему <Номер обезличен>.

Как следует из доводов Совершаевой М.А в своей жалобе, пояснений защитников в судебном заседании, дополнительное соглашение <Номер обезличен> от 11.01.2017 с внесенными изменениями в контракт от 29.12.2016 <Номер обезличен> было направлено ... не позднее следующего дня в Федеральное казначейство через сайт с целью внесения в реестр контрактов, но как впоследствии узнали, оно не было внесено реестр и не опубликовано, так как не прошло контроль органа контроля, о чем был составлен протокол выявленных несоответствий от 12.01.2017 <Номер обезличен>. О том, что дополнительное соглашение <Номер обезличен> от 11.01.2017 не внесена5

в реестр контрактов, было обращено внимание Прокуратурой РК 07.07.2017, после чего сразу все устранили.

Из распечатки личного кабинета сайта ... в сети Интернет (скриншот) следует, что 29.12.2016 ... была подана на размещение и создана информация о контракте 29.12.2016. Информация об изменении контракта с порядковым номером 1 подана (направлена) ... на размещение и на контроль в Федеральное казначейство - 12.01.2017, этого числа приняты на контроль. 13.01.2017 Федеральным казначейством направлен протокол о несоответствии требований, сообщено – контроль не пройден. 07.07.2017 ... направлена информация об изменении контракта <Номер обезличен> с порядковым номером 1 от 10.07.2017 в ред. <Номер обезличен>, этого же числа принято на контроль. 10.07.2017 Федеральным казначейством сообщено - контроль пройден.

Согласно уведомлению о прохождении контроля <Номер обезличен> от 10.07.2017, составленного Федеральным казначейством по результатам проверки заказчика ... – результат контроля 07.07.2017 информации о контракте - дополнительного соглашения к контракту <Номер обезличен> соответствует.

Согласно протоколу выявленных несоответствий <Номер обезличен> от 12.01.2017, составленного Федеральным казначейством следует, что он составлен по результатам проверки заказчика ... с результатом контроля 12.01.2017 информации о контракте от 29.12.2016 <Номер обезличен>, где выявлены несоответствия: соответствии пп.«в» п.14 ПП РФ <Номер обезличен>, в договоре на бум. носителе у поставщика не указан ИНН.

Из изложенного следует, что заказчиком ... были выполнены требования п.8 ч.2, ч.3 ст.103 Федерального закона о контрактной системе №44-ФЗ, а именно была направлена в Федеральное казначейство информация об изменении условий государственного контракта от <Дата обезличена><Номер обезличен>, которые были изменены путём заключения 11.01.2017 дополнительного соглашения <Номер обезличен>.

Вместе с этим доказательства, свидетельствующих о том, что протокол выявленных несоответствий <Номер обезличен> от 12.01.2017 был составлен Федеральным казначейством именно в отношении направленного заказчиком ... дополнительного соглашения от 12.01.2017 к контракту <Номер обезличен>, и как следствие соблюдение требований Федеральным казначейством п.20 Правил №1084, с целью дальнейшего выполнения ... требований п.21 Правил №1084, материалы административного дела не содержат.

Ввиду того, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, в действиях Совершаевой М.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от <Дата обезличена><Номер обезличен> и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03.10.2017 вынесенные в отношении Совершаевой М.А. – ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Совершаевой М.А. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ,

решила:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 01 августа 2017 года № 04-06/7454 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Совершаевой Марии Антоновны – отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Совершаевой М.А. состава административного правонарушения.

Судья С.В.Вдовиченко