ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-945/19 от 12.11.2019 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело рассмотрел

судья Целищев М.С.

Дело № 21-945/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 ноября 2019 года гор. Хабаровск

Судья Хабаровского краевого суда Старков Ю.Г., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «ДВ-Союз» Соловьевой Н.С. на постановление заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31 мая 2019г. и решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 августа 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДВ-Союз»,

УСТАНОВИЛ:

23 мая 2019г. консультантом отдела административного обеспечения главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Дементьевым Е.С. в отношении ООО «ДВ-Союз» (далее – Общество) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (л.д.23).

Постановлением заместителя начальника управления государственного жилищного надзора – начальника межрайонного отдела государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края Кустова О.В. от 31 мая 2019г. производство по данному делу прекращено в связи малозначительностью совершенного Обществом правонарушения, юридическому лицу объявлено устное замечание (л.д.4-12).

Решением судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 августа 2019г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения (л.д.49-48).

Законный представитель Общества Соловьева Н.С. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит постановление и решение отменить, а производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях Общества состава инкриминируемого административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, выслушав пояснение защитника Общества Мишиной А.А., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя начальника управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 28 марта 2019г. № 10622-р проведена внеплановая выездная проверка деятельности Общества по соблюдению лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

По результатам проверки выявлено, что вопреки утвержденному решением внеочередного общего собрания собственников помещений МКД <адрес> от 08 ноября 2018г. размеру платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД в сумме 25,87 руб./кв.м, Обществом в платежных документах (квитанциях), выставляемых собственникам помещений в период с января по март 2019г. за данную услугу взимается плата в размере 33,50 руб./кв.м. Указанными действиями юридическое лицо нарушило требования ч.2 ст.152, ч.7 ст.156, ч.2 ст.162, п.7 ч.1 ст193 Жилищного кодекса РФ, пп. «а», «б» п.3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014г. №1110, пп. «ж» п.4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013г. №416.

Изложенные обстоятельства послужили основанием к выводу о наличии в деянии Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.

Вместе с тем указанный вывод должностным лицом и судьей районного суда сделан без учета следующих обстоятельств.

Согласно ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

При этом в силу ч.8 ст.23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ч.7 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Как следует из материалов дела Протоколом внеочередного собрания собственников помещений в МКД по <адрес> принято решение об утверждении размера платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в размере 25 руб. 87 коп. В указанный тариф не включены услуги за сбор и вывоз ТКО, в связи с тем, что 08 июня 2018г. между министерством ЖКХ Хабаровского края и региональным оператором по обращению с ТКО – ООО «Хабавтотранс – ДВ» заключено соглашение и плата за данную услугу с 01 января 2019г. будет вноситься потребителями в соответствии с утвержденными региональным оператором тарифами и на основании договоров.

Вместе с тем, 27 декабря 2018г. указанное соглашение с региональным оператором расторгнуто, в связи с чем согласно п.7 ст.29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за услугу по обращению с отходами потребления взимается в составе платы за содержание жилого помещения, поскольку единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края отсутствует, а работы по обращению с такими отходами являются обязательным и неотъемлемым элементом содержания общего имущества многоквартирного дома.

Согласно копии квитанции за январь 2019г. с собственников жилых помещений МКД по <адрес> взимается плата за содержание и текущий ремонт жилья в размере 33 руб. 50 коп. В эту сумму включен тариф на сбор и вывоз ТКО в размере 3 руб. 87 коп.

При этом, тариф за сбор и вывоз ТКО в размере 3 руб. 87 коп. признан решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10 октября 2019г. не превышающим тариф, установленный подрядчиком за данную услугу, а выставление Обществом в составе тарифа на содержание и ремонт общего имущества платы за услуги по вывозу ТБО в данном случае является законным и не нарушающим права собственников помещений.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.

В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014г. № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подпункт "б" п. 3 данного Положения относит к лицензионным требованиям исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Вместе с тем, учитывая установленные обстоятельства, вопреки выводам должностного лица и судьи районного суда, в данном конкретном случае взимание Обществом платы за сбор и вывоз ТКО, не является нарушением лицензионных требований и не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с п.1 либо п.2 ст.24.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

жалобу генерального директора Общества Соловьевой Н.С. удовлетворить.

Постановление заместителя начальника управления государственного жилищного надзора главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края от 31 мая 2019г. и решение судьи Индустриального районного суда г.Хабаровска от 20 августа 2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ДВ-Союз» отменить.

Производство по настоящему делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

Хабаровского краевого суда Ю.Г. Старков