ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-95 от 11.03.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21- 95 судья Колесникова Н.А. 2016 год

Р Е Ш Е Н И Е

11 марта 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы ФИО1 на решения судьи Конаковского городского суда Тверской области от 8 февраля 2016 года (дела №№ 12-36/2016, 12-37/2016), 3 февраля 2016 года (дело
№12-38/2016), 2 февраля 2016 года (дела №№ 12-32/2016,
12-33/2016), 27 января 2016 года (дело №12-31/2016), 9 февраля 2016 года (дела №№ 12-35/2016, 12-34/2016), вынесенные в отношении должностного лица – главного бухгалтера Отдела Министерства внутренних дел РФ по Конаковскому району ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.156, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

постановлениями руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области №№
07-18/74-15, 07-18/72-15, 07-18/78-15, 07-18/77-15, 07-18/73-15, 07-18/75-15, 07-18/76-15, 07-18/79-15 от 25 декабря 2015 года, оставленными без изменения решениями судьи Конаковского городского суда Тверской области от 27 января 2016 года, 2 февраля 2016 года, 3 февраля 2016 года,
8 февраля 2016 года, 9 февраля 2016 года должностное лицо – главный бухгалтер Отдела Министерства внутренних дел РФ по Конаковскому району ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей за каждое административное правонарушение.

В жалобах, поданных в Тверской областной суд, ФИО1 выражает несогласие с принятыми решениями.

Указывает, что допущенные нарушения порядка представления бюджетной отчетности произошли по объективным причинам, поскольку в связи с реорганизацией изменилось сокращенное наименование подразделения Банка России, что повлекло изменение реквизитов в Государственных контрактах, и как следствие возврата их для исправления контрагентам. После получения переоформленных контрактов они были зарегистрированы в органе казначейства датой размещения на сайте Госзакупки, а именно 31 декабря 2013 года. На настоящий момент бюджетные обязательства по всем контрактам исполнены полностью, без просрочек, неустоек и других штрафных санкций, то есть ущерб ОМВД России по Конаковскому району, а также МУП 1филиал ОАОООО 1
ОАО 2ООО 2
МУП 2 нанесен не был. За 2014 год Отделом было принято 114 бюджетных обязательств, нарушения допущены только по восьми. За период с 2014 по 2015 год прошло три ревизии финансово-хозяйственной деятельности и аналогичных нарушений не выявлено, что свидетельствует об устранении нарушений и исключении повторений в последующем.

По мнению заявителя, выявленная в ходе проверки несвоевременная регистрация нескольких бюджетных обязательств охватывает объективную сторону одного правонарушения. Однако должностным лицом вынесено восемь постановлений о привлечении ее к административной ответственности по статье 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом не учтено, что на момент рассмотрения дел в суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек.

Обращает внимание, что на ее иждивении находится малолетний ребенок, доход в месяц составляет <данные изъяты> рублей, имеются кредитные обязательства, ежемесячный платеж по которым составляет <данные изъяты> рублей.

Просит принятые решения отменить, признать административные правонарушения малозначительными, освободив ее от административной ответственности.

Проверив материалы дел об административных правонарушениях в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалоб, выслушав
ФИО1 и ее защитника Жарковскую С.В., поддержавших доводы жалобы, нахожу указанные жалобы подлежащими удовлетворению частично в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно части 1 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), с соблюдением требований настоящего Кодекса.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие и учет бюджетных и денежных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (часть 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Для санкционирования оплаты денежных обязательств по государственным (муниципальным) контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о государственном (муниципальном) контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по государственному (муниципальному) контракту условиям данного государственного (муниципального) контракта (часть 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета утвержден приказом Минфина России от 19 сентября 2008 года
№ 98н (далее Порядок № 98н).

Согласно пункту 2.1 Порядка № 98н основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению № 1 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531702), представленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если бюджетное обязательство возникло, в том числе, из договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.

Сведения о принятом бюджетном обязательстве представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения договора, на основании которого принято бюджетное обязательство.

Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и достоверно установлено судьей Конаковского городского суда Тверской области, в период с 25 ноября по 12 декабря 2015 года должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области в ОМВД России по Конаковскому району (юридический адрес: <адрес>,
<адрес>, на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Тверской области от 24 ноября 2015 года проведена плановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за 2014 год.

В ходе проверки выявлены факты нарушения сроков представления бюджетной отчетности, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, а именно:

- по контракту на отпуск и пользование тепловой энергией и горячей водой от 31 декабря 2013 года, заключенному с ООО 2 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года по
31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 14 мая 2014 года, то есть позже установленного срока на 80 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 15 мая 2014 года ;

- по государственному контракту на постановку электроэнергии
от 31 декабря 2013 года, заключенному с ОАО 3 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 24 марта 2014 года, то есть позже установленного срока на 46 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 25 марта 2014 года ;

- по государственному контракту от 31 декабря 2013 года, заключенному с МУП 1 на поставку тепловой энергии на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года по
31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 26 марта 2014 года, то есть позже установленного срока
на 48 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 27 марта 2014 года ;

- по контракту на предоставление услуг электросвязи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица от 31 декабря 2013 года, заключенному с
ООО 1 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия
с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 14 мая 2014 года, то есть позже установленного срока на 80 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 14 мая 2014 года ;

- по государственному контракту /т от 31 декабря 2013 года, заключенному с ОАО 2 на оказание услуг для помещений ОМВД России по Конаковскому району (отопление, горячая вода) на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия
с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 27 марта 2014 года, то есть позже установленного срока на 48 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 27 марта 2014 года ;

- по государственному контракту на поставку электроэнергии от 31 декабря 2013 года, заключенному с ОАО 3 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 24 марта 2014 года, то есть позже установленного срока на 46 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 25 марта 2014 года ;

- по контракту на возмещение эксплуатационных расходов от 31 декабря 2013 года, заключенному с ООО 2 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство
20 июня 2014 года, то есть позже установленного срока на 105 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 20 июня 2014 года ;

- по договору на вывоз твердых бытовых отходов от 31 декабря 2013 года , заключенному с МУП 2 на сумму <данные изъяты> рублей (сроком действия с 1 января 2014 года
по 31 декабря 2014 года), сведения о принятом обязательстве представлены в казначейство 14 мая 2014 года, то есть позже установленного срока на 80 рабочих дней, что подтверждается отметкой органа Федерального казначейства о приеме на учет бюджетного обязательства от 15 мая 2014 года .

Установлено, что должностным лицом ответственным за своевременное представление бюджетной отчетности, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является главный бухгалтер ОМВД России по Конаковскому району УМВД России по Тверской области ФИО1

Как следствие выявленных нарушений, 17 декабря 2015 года в отношении ФИО1 должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области составлено восемь протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

25 декабря 2015 года уполномоченным должностным лицом вынесены постановления №№ 07-18/72-15, 07-18/78-15, 07-18/77-15, 07-18/79-15,
07-18/73-15, 07-18/74-15, 07-18/75-15, 07-18/76-15, которыми ФИО1 признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административным наказаниям в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за каждое административное правонарушение.

При рассмотрении данных дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, предоставившее в нарушившее сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Фактические обстоятельства дела в полном объеме подтверждаются совокупностью собранных доказательств, а именно: приказом руководителя ТУ Росфиннадзора в Тверской области № 114 о назначении плановой выездной проверки от 24 ноября 2015 года; протоколами об административном правонарушении №№ 07-18/74-15, 07-18/72-15,
07-18/78-15, 07-18/77-15, 07-18/79-15, 07-18/73-15, 07-18/75-15, 07-18/76-15 от
17 декабря 2015 года, составленными в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых отражена объективная сторона вменяемого состава административного правонарушения; государственными контрактами: от 31 декабря 2013 года на поставку электроэнергии, от 31 декабря 2013 года на теплоснабжение, от 31 декабря 2013 года на поставку электроэнергии; контрактами: от 31 декабря 2013 года на теплоснабжение, от 31 декабря 2013 года на предоставление услуг электросвязи, от 31 декабря 2013 года на возмещение эксплуатационных расходов, от 31 декабря 2013 года на отпуск и пользование тепловой энергией и горячей водой; договором на вывоз твердых бытовых отходов от 31 декабря 2013 года; положением об отделе МВД России по Конаковскому району, утвержденным приказом Управления внутренних дел по Тверской области от 1 июля 2011 года; положением о бухгалтерии ОМВД России по Конаковскому району, утвержденным приказом ОМВД России по Конаковскому району от 12 сентября 2012 года; выпиской из приказа л/с от 13 июня 2012 года; должностной инструкцией главного бухгалтера ОМВД России по Конаковскому району, утвержденной и.о. начальником ОМВД России по Конаковском району 25 апреля 2013 года; справкой и.о. начальника ОРЛС ОМВД России по Конаковскому району от 7 декабря 2015 года; приказом о наделении правом ЭЦП и назначении ответственных лиц № 330 от
11 октября 2012 года и другими материалами дела.

Все представленные по делам доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенные главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел РФ по Конаковскому району ФИО1 нарушения сроков установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, сведений, необходимых для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статье 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что допущенные нарушения произошли по объективным причинам, какого-либо реального подтверждения в материалах дела об административном правонарушении не нашел.

Довод жалобы относительно нарушения срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным, поскольку основан на неверном понимании заявителем положений административного законодательства в этой части.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющийся временем, в течение которого уполномоченным должностным лицом должно быть вынесено постановление о назначении административного наказания, в конкретных ситуации не нарушен. Постановления о привлечении должностного лица к административной ответственности вынесены в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Доводы жалобы о возможности освобождения должностного лица от административной ответственности в связи с применением положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом проверки предыдущей судебной инстанции. Указанным доводам судьей Конаковского городского суда Тверской дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Вместе с тем, состоявшиеся решения подлежат изменению.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5
«О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Однако при привлечении ФИО1 к административной ответственности и при рассмотрении ее жалоб на указанные выше постановления об административных правонарушениях положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

При обстоятельствах, когда все нарушения в области бюджетного законодательства, выявленные в ходе одной проверки, проведенной на основании приказа руководителя ТУ Росфиннадзора в Тверской области
от 24 ноября 2015 года в период с 25 ноября по 12 декабря 2015 года, допущены одним и тем же должностным лицом - главным бухгалтером Отдела Министерства внутренних дел РФ по Конаковскому району ФИО1 посредством совершения деяния, образованного сходными фактическими обстоятельствами и направленного на один предмет правонарушения, оснований для составления восьми протоколов и вынесения по каждому из них постановления по делу об административном правонарушении, которое подведомственно одному должностному лицу, не имелось. Рассмотрение в отдельном производстве фактов нарушений, допущенных ФИО1, искусственно создает множественность правонарушений, что не соответствует целям и задачам административного законодательства.

Таким образом, ФИО1 подлежала привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания по правилам пункта 2 части 3 статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области №№ 07-18/74-15, 07-18/72-15, 07-18/78-15,
07-18/77-15, 07-18/73-15, 07-18/75-15, 07-18/76-15, 07-18/79-15
от 25 декабря 2015 года и решения судьи Конаковского городского суда Тверской области от 8 февраля 2016 года (дела №№ 12-36/2016, 12-37/2016), 3 февраля 2016 года (дело № 12-38/2016), 2 февраля 2016 года (дела №№
12-32/2016, 12-33/2016), 27 января 2016 года (дело №12-31/2016),
9 февраля 2016 года (дела №№ 12-35/2016, 12-34/2016), вынесенные в отношении ФИО1, подлежат изменению путем назначения ей по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьей 30.1, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобы ФИО1 удовлетворить частично.

Постановления руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Тверской области №№ 07-18/74-15, 07-18/72-15, 07-18/78-15, 07-18/77-15, 07-18/73-15,
07-18/75-15, 07-18/76-15, 07-18/79-15 от 25 декабря 2015 года и решения судьи Конаковского городского суда Тверской области от 8 февраля 2016 года (дела №№ 12-36/2016, 12-37/2016), 3 февраля 2016 года (дело
№ 12-38/2016), 2 февраля 2016 года (дела №№ 12-32/2016, 12-33/2016),
27 января 2016 года (дело №12-31/2016), 9 февраля 2016 года (дела №№
12-35/2016, 12-34/2016), вынесенные в отношении должностного лица – главного бухгалтера Отдела Министерства внутренних дел РФ по Конаковскому району ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.156, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Назначить ФИО1 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.156 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части указанные решения оставить без изменения.

Судья С.Е.Титов