21-957/2022
УИД 38RS0032-01-2022-002370-42
решение
г. Иркутск 13 сентября 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области,
установил:
Постановлением Номер изъят заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО1 от 7 апреля 2022 г. министерство имущественных отношений Иркутской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административно наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2022 г. данное постановление должностного лица от 7 апреля 2022 г. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП по Иркутской области ФИО1, выражая несогласие с решением судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2022 г. в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области просит об отмене данного судебного акта, считая его незаконным, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана неправильная оценка имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законный представитель министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО2, защитник ФИО3, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы должностного лица, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, заслушав защитника ФИО4, действующую на основании доверенности, возражавшую в удовлетворении жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по данному делу об административном правонарушении судьей Кировского районного суда г. Иркутска соблюдено в полной мере.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее - Федеральный закон № 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 14 Федерального закона № 118-ФЗ предусмотрено, что законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу положений статей 105, 113 Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием привлечения министерства имущественных отношений Иркутской области к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило неисполнение в срок до 15 марта 2022 г., установленный судебным приставом-исполнителем при вынесении 10 февраля 2022 г. постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения, содержащегося в исполнительном листе, выданном 17 января 2022 г. Кировским районным судом г. Иркутска по гражданскому делу Номер изъят, требования об обязании министерства имущественных отношений Иркутской области предоставить ФИО5, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, находящееся в черте г. Иркутска, общей площадью не менее 33 кв. м (+/-5 кв.м).
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья Кировского районного суда г. Иркутска пришел к выводу о том, что вина министерства в совершении правонарушения своего подтверждения не нашла, поскольку решение суда не исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по независящим от министерства обстоятельствам, поскольку ФИО5 допускает недобросовестное осуществление гражданских прав, уклоняясь от неоднократных предложений по заключению договора найма жилых помещений.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям, судья пришел к обоснованному выводу об отсутствии состава вмененного министерству правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключает производство по делу об административном правонарушении.
Поводов не согласиться с выводами судьи Кировского районного суда г. Иркутска не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из представленных в дело доказательств следует, что 31 января 2022 г. министерством имущественных отношений Иркутской области заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения по адресу: (л.д. 46-57 судебного материала). Актом от 25 февраля 2022 г. зафиксирована передача жилого помещения министерству (л.д. 58 судебного материала). Распоряжением министра имущественных отношений от 16 марта 2022 г. указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Иркутской области с отнесением к жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 60 судебного материала).
26 января 2022 г. министерством имущественных отношений Иркутской области заключен государственный контракт на приобретение жилого помещения по адресу: (л.д. 62-74 судебного материала). Актом от 11 марта 2022 г. зафиксирована передача жилого помещения министерству (л.д. 75 судебного материала). 15 марта 2022 г. зарегистрировано право собственности Иркутской области на данное жилое помещение (л.д. 77-79 судебного материала). Распоряжением министра имущественных отношений от 24 марта 2022 г. указанное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд Иркутской области с отнесением к жилым помещением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 80 судебного материала).
Также из представленных в материалы дела доказательств следует, что 11 марта 2022 г. ФИО5 приглашена в жилищный отдел министерства для рассмотрения вопроса о предоставлении ей и ФИО6 жилых помещений по адресам: ; (л.д. 27 судебного материала). Однако актом от 21 марта 2022 г. зафиксирован отказ от предложений в связи с несогласием с районом места расположения квартир в г. Иркутске («предпочтительно Свердловский район») (л.д. 28 судебного материала). 04 апреля 2022 г. министерством в адрес ФИО5 направлено предложение о заключении договора найма жилого помещения по адресу: (л.д. 29 судебного материала). 15 апреля 2022 г. ФИО5 вручено приглашение на встречу в министерство для решения вопроса о предоставлении жилого помещения, на которой 25 апреля 2022 г. было предложено выбрать из четырех жилых помещений, расположенных в г. Иркутске (л.д. 30 судебного материала). Министерство 22 апреля 2022 г. и 31 мая 2022 г. обращалось УФССП по Иркутской области с заявлениями об оказании содействия, понуждении взыскателя ФИО5 заключить договор найма жилого помещения по адресу: (л.д. 31, 35 судебного материала).
Таким образом, представленные доказательства свидетельствуют о том, что в период с момента вынесения 20 января 2022 г. постановления о возбуждении исполнительного производства (л.д. 2) до 15 марта 2022 г. (новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем для исполнения требований исполнительного документа) министерством выполнен комплекс мероприятий, требующих значительных временных затрат: заключены государственные контракты на жилые помещения по адресам: , и ; осуществлена передача указанных объектов по актам приема-передачи; пройдена процедура государственной регистрации права собственности на указанные объекты и процедура включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд Иркутской области; ФИО5 приглашена в министерство для рассмотрения вопроса предоставления жилых помещений, расположенных по адресам: , и .
На основании установленных по делу обстоятельств судья районного суда пришел к обоснованному выводу о принятии министерством своевременных и исчерпывающих мер, которые могли бы реально обеспечить выполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и отсутствии вины министерства в совершении правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Несогласие должностного лица с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2022 г., вынесенного в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
решение судьи Кировского районного суда г. Иркутска от 4 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов неимущественного характера ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья П.И. Слепнёв