ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-958/20 от 26.10.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

№ 21-958/2020

г. Уфа 26 октября 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахмеджанов Х.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хайбуллиным А.Х.

с участием защитника привлекаемого юридического лица Акционерное общество «Башкирская содовая компания» Миключевой О.Г.,

старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ахметова Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Акционерного общества «Башкирская содовая компания» Давыдова А.М. на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ахметова Т.В. № 08/32-О/СА от 27 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» оставлено без изменения, жалоба Акционерного общества «Башкирская содовая компания» – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Управление Росприроднадзора) Ахметова Т.В. № 08/32-О/СА от 27 мая 2020 года юридическое лицо – Акционерное общество «Башкирская содовая компания» (далее АО «БСК», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан по жалобе АО «БСК» принято вышеуказанное решение.

Не соглашаясь с постановлением старшего государственного инспектора Управления Росприроднадзора Ахметова Т.В. № 08/32-О/СА от 27 мая 2020 года и с решением судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 года, директор АО «БСК» Давыдов А.М. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит отменить их, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.

В судебном заседании защитник АО «БСК» Миключева О.Г. доводы жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Росприроднадзора Ахметов Т.В. в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, допросив свидетеля Ахмадуллина Р.Ш., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.8.4 КоАП РФ невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 23 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» в случаях, установленных федеральными законами, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

В соответствии с пунктом 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация на проекты рекультивации земель используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Статьей 34 Федерального закона от 10.07.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Так, согласно пункту 1 указанной статьи размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Из материалов дела следует, что в результате плановой выездной проверки в отношении АО «Башкирская содовая компания» было установлено, что в нарушение ст. 34, ч.1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1988 г. «Об отходах производства и потребления», ч.7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», АО «Башкирская содовая компания» производит выведение из эксплуатации и рекультивацию объекта размещения отходов – полигона захоронения и промышленных отходов «Цветаевский» - в отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию по выведению из эксплуатации и рекультивации объекта размещения отходов.

Указанные действия АО «БСК» квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Факт совершения АО «БСК» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.4 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 34-О/СА от 17.03.2020 г., протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, объектов, оборудования, установок и автотранспортных средств № 04-03/ВЛ/711-П/СА-2 от 17.10.2019 г., актом проверки № 350 от 19.11.2019 г., предписанием об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 350 от 19.11.2019 г., видеозаписью, сделанной во время осмотра территории и просмотренной в судебном заседании, и другими материалами дела, оцененными должностным лицом и судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении, жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Из видеозаписи при осмотре 17 октября 2019 года полигона «Цветаевский», расположенного в 5 км южнее дер. Базиково Гафурийского района Республики Башкортостан, землепользователь ОА «БСК», предназначенного для размещения промышленных отходов I-II классов опасности для окружающей среды, следует, что в первой траншее из 28 секций заполнены отходами и были уплотнены глиняным замком 25 секций, 3 не использовались, на момент осмотра у 23-х секций вскрыт и удален глиняный замок толщиной 0,3м, герметичность захоронения нарушена, плиты при вскрытии частично сдвинуты, частично разрушены бульдозером, через щели визуально наблюдается размещенный в секциях отход.

Работы по опустошению секций (резервуаров) от ртутьсодержащих отходов (РСО) предполагают вскрытие резервуаров; загрузку в биг-беги РСО; вывоз биг-бегов согласно транспортной схеме. Они являются первым этапом в процессе рекультивации, а не как утверждается в жалобе утилизацией отходов, поэтому могли производиться только после положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Юридическое лицо АО «БСК», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 8.4 названного Кодекса.

Из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация полигона «Цветаевский» участок ОА БСК от 3 сентября 2020 года следует, что проектная документация не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающий среды, поскольку выемка РСО из хранилищ, их упаковка в биг-беги не рассматриваются как источники загрязнения атмосферного воздуха, при утилизации размещенных на объекте размещения отходов (ОРО) отходов не учтен перечень возможных первичных воздействий на окружающую среду, обусловленных выходом в окружающую среду РСО и других вредных веществ при извлечении, при погрузке, при транспортировке, которые могут привести к отрицательному воздействию на окружающую среду. Рекомендовано материалы проектной документации доработать для повторного представления на государственную экологическую экспертизу.

Доводы жалобы направлены на переоценку исследованных ранее судьей Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан обстоятельств дела и представленных доказательств, оснований для которой не усматривается.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену либо изменение обжалуемого судебного акта, по делу не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правого обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ахметова Т.В. № 08/32-О/СА от 27 мая 2020 года и решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 21 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Башкирская содовая компания» оставить без изменения, жалобу директора Акционерного общества «Башкирская содовая компания» Давыдова А.М. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п Х.М. Ахмеджанов

Справка: судья Фархутдинова А.Г.