ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-959/2021 от 23.08.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Чумаченко Е.В. Дело № 21-959/2021

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь 23 августа 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием представителя ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» Умновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» на решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» (далее - ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» либо Общество),

установил:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецким А.С. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 руб.

В порядке пересмотра дела по жалобе генерального директора ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» Сурикова А.А. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда города Симферополя 26 апреля 2021 года постановлено решение, которым жалоба генерального директора ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» Сурикова А.А. удовлетворена частично, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, в отношении ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» изменено, наказание в виде административного штрафа снижено до 250 000 руб., в остальной части постановление уполномоченного лица административного органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи районного суда и постановлением уполномоченного лица, ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило постановление уполномоченного лица контрольного органа и решение судьи районного суда как незаконные отменить либо заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.

Выслушав представителя ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» Умнову Н.А., поддержавшую доводы жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора (далее Управление) проведен анализ подачи отчетности производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п.2 ст.24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 года № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» и внесения в установленный срок сбора по каждой группе товаров, упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров. Которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за 2019 год.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видов деятельности предприятия ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» является <данные изъяты> производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве. Дополнительным видом деятельности предприятия ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» является <данные изъяты> производства прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий. <данные изъяты> производство пластмассовых плит, полос, труб и профилей.

Пластмассовые изделия, деревянные конструкции и столярные изделия, применяются ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» при производстве дверных пластмассовых блоков и порогов для них, а также блоков оконных пластмассовых, включенных в перечень группы № 23 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р., которая подлежит утилизации после утраты ею потребительских свойств, а также оплаты экологического сбора.

Южным Управлением Росприроднадзора в адрес ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» направлено требование о предоставлении производителем товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, декларации о количестве выпущенных в обращение за предыдущий календарный год товаров, в том числе упаковки, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, расчета экологического сбора от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Южного Управления Росприроднадзора предприятием ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» предоставлена декларация о количестве выпущенных в обращение за предыдущий календарный год товаров, расчет суммы экологического сбора, а также платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения анализа предоставленной предприятием ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» отчетностью за 2019 год, расчета суммы экологического сбора, платежного поручения, установлено, что предприятие ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» произвело оплату экологического сбора за предыдущий отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ), то есть позже установленного законодательством срока ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 13 апреля 2020 года № АА-10-03-32/11662 «О рассмотрении обращения» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 и от 02 апреля 2020 года № 239 дни с 30 марта по 3 апреля и с 4 апреля по 30 апреля 2020 года соответственно объявлены нерабочими днями. Соответственно в 2020 году декларация, отчетность и соответственно плата вносится до 6 мая включительно.

По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецким А.С. в отношении ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» составлен протокол об административном правонарушении -Ф по признакам ст.8.41.1 КоАП РФ (л.д. 50-55).

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецким А.С. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 500 000 руб. (л.д. 37-42).

Ст.8.41.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Согласно ч.1 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

В силу положений ч.3 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

В соответствии с ч.7 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.8 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ, обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

В соответствии с ч.9 ст.24.2 Закона № 89-ФЗ, обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

В соответствии с ч.10 ст.24.2 Закона №89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Согласно ч.2 ст.24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.

В соответствии с ч.6 ст.24.5 Закона № 89-ФЗ, экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Форма и порядок расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

Форма и порядок подачи декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Форма и порядок сдачи отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Правила взимания экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке взимания экологического сбора» (далее - Правила).

Согласно п.3 Правил взимание экологического сбора контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров (включая упаковку), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой из 36 групп товаров, подлежащих утилизации.

Ставки экологического сбора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров».

Суд первой инстанции пришёл к выводу, что ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» произвело оплату экологического сбора за предыдущий отчетный период – ДД.ММ.ГГГГ (платежное поручение ), то есть позже установленного законодательством срока ДД.ММ.ГГГГ.

Из анализа приведенных выше норм и обстоятельств следует, что ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» ДД.ММ.ГГГГ но адресу: <адрес> нарушены установленные законодательством Российской Федерации требования в части неуплаты в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров за предыдущий календарный год, чем нарушило требования ст.24.2, 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Приказ Росприроднадзора от 22 августа 2016 № 488. Постановление Российской Федерации от 08 октября 2015 года № 1073 «О порядке взимания экологического сбора». Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении № 10-81-286-Ф (л.д. 36-58).

С учетом изложенного считаю, что судья Киевского районного суда города Симферополя обоснованно пришел к выводу о виновности ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 КоАП РФ.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств. Аналогичные доводы были предметом проверки судьей районного суда, они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте, и не влекут его отмену.

Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Кроме того, данным доводам суд первой инстанции дал основанную на законе оценку. Оснований для иной оценки тех же обстоятельств и доказательств не усматриваю.

Довод Общества о неправильном определении времени совершения административного правонарушения, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании закона.

Так из разъяснений, изложенных в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2020 г. (п.5, 7) следует, что нерабочие дни, объявленные таковыми Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239, относятся к числу мер, установленных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию ГК РФ, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111, 112 Трудового кодекса Российской Федерации.

Иное означало бы приостановление исполнения всех без исключения гражданских обязательств в течение длительного периода и существенное ограничение гражданского оборота в целом, что не соответствует целям названных Указов Президента Российской Федерации.

Равным образом, в сложившейся ситуации необходимо учитывать, что в ряде случаев в дни, объявленные Указами Президента Российской Федерации нерабочими, препятствия к исполнению обязательства могут отсутствовать, а в ряде случаев - такое исполнение полностью невозможно.

Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» дано толкование содержащемуся в ГК РФ понятию обстоятельств непреодолимой силы.

Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» возможности соблюдать требования законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения как суду первой, так и суду апелляционной инстанции предоставлено не было.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При оценке назначенного наказания судом первой инстанции верно принято во внимание, обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, характер, последствия и степень вины Общества, принцип справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания. На основании вышеизложенного судом первой инстанции обосновано, снижен размер назначенного ООО «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» административного штрафа до 250 000 руб.

При таких обстоятельствах нахожу решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя основанным на законе, а поэтому не подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу общества с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО» оставить без удовлетворения,

постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Нетецкого А.С. от ДД.ММ.ГГГГ-Ф, решение судьи Киевского районного суда города Симферополя от 26 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «МОНОЛИТ-ЭЛИТ-ОКНО», - без изменения.

Судья В.В. Агин