ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-95/2022 от 05.04.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

судья Редикальцева Н.Н.

дело № 21-95/2022

пост.14.02.2022г.

РЕШЕНИЕ

5 апреля 2022 года г.Улан-Удэ

Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Гетмановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Балтахинова В.Н. на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 14 февраля 2022 г., вынесенного по результатам рассмотрения жалобы Доржиевой Е.Х. на постановление старшего государственного инспектора Республиканской службы по охране объектов животного мира от 14 декабря 2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Доржиевой Елены ФИО7

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Республики Бурятия в области охраны окружающей среды Балтахинова В.Н. от 14 декабря 2021 года Доржиева Е.Х. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. Доржиева Е.Х. обратилось в районный суд с жалобой на данное постановление.

Решением Иволгинского районного суда РБ от 14 февраля 2022г. постановление от 14 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Доржиевой Е.Х. прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным решением должностным лицом Балтахиновым В.Н. в вышестоящий суд подана жалоба, в которой просит решение судьи от 14 февраля 2022г. отменить, указывая на его незаконность.

В заседании вышестоящего суда привлекаемое лицо Доржиева Е.Х. возражала по доводам жалобы, просила оставить решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия без изменения.

Представитель Бурприроднадзора по РБ в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Рассмотрев дело, вышестоящий суд приходит к выводу, что решение районного суда подлежит отмене, по следующим основаниям.

В силу части 3 статьи 30.9 КоАП РФ подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 названного Кодекса.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе рейдового мероприятия села <...> установлено, что по улице <...> напротив гостиничного комплекса «<...>» на земельных участках с кадастровыми номерами ..., проводятся работы по отсыпке оврага. Основой отсыпного материала служит песок, битый кирпич, лом бетонных изделий, золошлаковые отходы, строительные материалы (дерево, пластик), также использовались битый шифер, автомобильная резина, твердые коммунальные отходы, остатки горелой древесины и многое другое. В ходе осмотра зафиксировано, что в результате отсыпки происходит скатывание больших кусков бетона, кирпича, и прочего мусора на территорию прилегающих земельных участков. Скатывающиеся строительные отходы подвергают опасности жителей улицы <...> и другие.

Основанием для проведения планового рейдового задания от 30 сентября 2021 года является систематическое наблюдение за исполнением требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. По результатам проверки составлен акт от 25 октября 2021 года б/н.

Должностное лицо, на основании выявленных в ходе планового рейда обстоятельств пришел к выводу о наличии в действиях Доржиевой Е.Х. состава административного правонарушения и вынесения постановления об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что деятельность Доржиевой Е.Х. связана с размещением отходов производства и потребления, в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер. Отсутствие возложенных на Доржиеву Е.Х. законом обязанностей по выполнению требований в сфере размещения отходов производства и потребления имеет существенное значение для правильной квалификации действий Доржиевой Е.Х. Сведений о том, что обнаруженные на земельных участках Доржиевой Е.Х. битый кирпич, лом бетонных изделий, золошлаковые отходы, строительные материалы (дерево, пластик), также использовались битый шифер, автомобильная резина, твердые коммунальные отходы, остатки горелой древесины и другое, образовались именно от деятельности Доржиевой Е.Х., в материалах дела не имеется. Установление одного лишь факта наличия на земельных участках отсыпного материала в виде песка, битого кирпича, лома бетонных изделий, золошлаковых отходов, строительных материалов (дерево, пластик), битого шифера, автомобильной резины, твердых коммунальных отходов, остатков горелой древесины не является достаточным для привлечения Доржиевой Е.Х. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вышестоящий суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Согласно сведениям, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами ... является Доржиева Е.Х.

Согласно п. 1 ст. 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 №393 утвержден порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия.

В соответствии с п.10.1, 10.2 Порядка, ответственность за обращение с бесхозными отходами возлагается на собственников (арендаторов) территории (правообладателя земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы.

Согласно статье 8 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-IV "Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия" собственник или арендатор территории (правообладатель земельного участка), на которой брошены либо иным образом оставлены отходы, в случае нежелания обратить их в свою собственность в соответствии с действующим гражданским законодательством обязан предпринять меры к недопущению размещения отходов на своей территории либо к перемещению этих отходов в санкционированные места размещения отходов.

Районным судом не была дана надлежащая оценка сведениям, изложенным в протоколе по делу об административном правонарушении и иным представленным административным органом доказательствам о том, что земельный участок, на котором зафиксирован факт несанкционированного размещения отходов, принадлежит привлекаемому лицу Доржиевой Е.Х. При этом, Доржиева Е.Х. не отрицает наличие на ее земельном участке мусора.

Вывод судьи районного суда об отсутствии вины Доржиевой Е.Х. в совершении административного правонарушения является преждевременным.

Статьей 24.1 КоАП РФ определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Все доказательства, добытые в процессе привлечения лица к административной ответственности и рассмотрения дела об административном правонарушении, должны находиться в материалах дела, и быть предметом непосредственного исследования и обязательно должны быть отражены в принимаемом процессуальном решении.

В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда подлежит отмене.

Учитывая установленные судом обстоятельства, принимая во внимание приведенные нормы права, то, что судьей районного суда допущены существенные нарушения процессуальных требований, в связи с чем дело не было рассмотрено всесторонне и полно, и что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не истек, суд считает необходимым возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Иволгинского районного суда РБ от 14 февраля 2022г. отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.2 КоАП РФ в отношении Доржиевой ФИО8 направить в тот же суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Республики Бурятия Н.А.Матвеева