ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Животикова А.В. Дело № 21-95/2022
РЕШЕНИЕ
Судья Липецкого областного суда Захаров Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Глуховой Екатерины Александровны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью «ЧСЗ-Липецк» (далее - ООО «ЧСЗ-Липецк», Общество) на решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 1 июля 2022 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк от 12 мая 2022 года, состоявшиеся в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк ФИО10 от 12 мая 2022 года ООО «ЧСЗ-Липецк» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 240 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «ЧСЗ-Липецк» ФИО11 обратилась в суд с жалобой, оспаривая наличие в действиях Общества состава правонарушения.
Решением судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 1 июля 2022 года вышеуказанное постановление изменено в части назначения наказания, размер назначенного Обществу административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, защитника ООО «ЧСЗ-Липецк» по доверенности Глухова Е.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебного решения, вынесенных в отношении Общества по настоящему делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.
Выслушав объяснения защитников ООО «ЧСЗ-Липецк» по доверенностям Глуховой Е.А. и ФИО1, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статьи 1 Федерального закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314, накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Как следует из материалов дела, в период с 8 февраля 2022 года по 28 февраля 2022 года должностными лицами Центрально-черноземного межрегионального управления Росприроднадзора была проведена выездная проверка в рамках проведения плановых мероприятий по соблюдению требований природоохранного законодательства в отношении юридического лица ООО «ЧСЗ-Липецк», по результатам которой составлен акт плановой выездной проверки от 28 февраля 2022 года, в котором отражены сведения о результатах проверки, а также выдано предписание № об устранении выявленных нарушений от 28 февраля 2022 года.
По результатам проверки должностным лицом названного Управления сделан вывод о том, что в нарушение требований законодательства в ООО «ЧСЗ-Липецк» осуществляется накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп вне герметичной транспортной упаковки, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека.
Вышеуказанные нарушения правил обращения с отходами послужили основанием для привлечения ООО «ЧСЗ-Липецк» к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
С выводами должностного лица о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновности ООО «ЧСЗ-Липецк» в его совершении согласился судья городского суда, указав, что они являются правильными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела, поскольку металлический контейнер со съемной крышкой, в котором установлено накопление поврежденной ртутьсодержащей лампы, не является герметичной транспортной упаковкой, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека по причине того, что не препятствует газовому или жидкостному обмену между средами.
Сделав вывод о законности оспариваемого постановления должностного лица, судья городского суда, рассматривая жалобу на постановление должностного лица административного органа, пришел к выводу о доказанности вины ООО «ЧСЗ-Липецк» и наличия по делу обстоятельств для снижения размера назначенного административного штрафа до 50 000 рублей.
Вместе с тем выводы судьи о доказанности вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными признать нельзя, поскольку они сделаны без полного выяснения всех обстоятельств по настоящему делу и не основаны на материалах дела.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В ходе производства по делу защитники Общества оспаривали виновность в совершении вмененного административного правонарушения, последовательно утверждая о соблюдении требований законодательства, накопление и хранении поврежденных ртутьсодержащих ламп в герметичном транспортном контейнере, исключающем загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека, который приобретался в специализированном предприятии, утилизация осуществляется специализирующей организацией, с которой заключен соответствующий договор.
Эти доводы не проверены, не опровергнуты при рассмотрении жалобы, а вывод должностного лица в обжалуемом постановлении об обратно объективно ничем не подтвержден, доказательств этому материалы дела не содержат.
В основу вывода должностного лица и судьи суда первой инстанции о виновности ООО «ЧСЗ-Липецк» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положены сведения, зафиксированные в протоколе об административном правонарушении, в акте осмотра с фотоматериалом.
Вместе с тем названные доказательства не подтверждают факт нарушения закона Обществом. Должностным лицом сделал вывод о нарушении требований законодательства в части наличия накопления и хранения поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп вне герметичной транспортной упаковки, без ссылки на какие-либо доказательства, Сами по себе фотографии с изображением в помещении нескольких контейнеров для хранения различных видов поврежденных и не поврежденных отработанных ртуть содержащих ламп не подтверждают их несоответствие требованиям герметичности. Других каких-либо доказательств накопления ООО «ЧСЗ-Липецк» поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп и их хранение вне герметичной транспортной упаковки не представлено, как и не представлено доказательств о не герметичности используемой обществом упаковки.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанные постановление, решение.
При рассмотрении настоящей жалобы в Липецкий областной суд защитником Общества в подтверждение доводов о соблюдении требований законодательства в области оборота ртуть содержащих ламп представлены договоры с лицензированной организацией об оказании экологических услуг по приему, транспортированию и организации переработки (утилизации) опасных отходов, приобретения в 2007 году специальных контейнеров для сбора боя, перегрузки приобретения демеркуризационнного набора, специальных контейнеров для термометра, а также акт проведения гидравлического испытания на герметичность контейнера для сбора ртутных ламп, от 03.08.2022 года, о подтверждении герметичности контейнеров для хранения ламп и его соответствия требованиям ГОСТ 30765-2001 «Тара транспортная металлическая. Общие технические условия» и ГОСТ 30703-2001 «Контроль неразрушающий. Безопасность испытаний на герметичность. Общие требования».
Представленные доказательства опровергают вывод должностного лица о хранении обществом поврежденных ламп в не герметичной транспортной упаковке.
Эти обстоятельства подлежали установлению и выяснению при рассмотрении жалобы в городском суде, однако оставлены без внимания.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк от 12 мая 2022 года и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 1 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по городу Липецк от 12 мая 2022 года и решение судьи Грязинского городского суда Липецкой области от 1 июля 2022 года, вынесенные в отношении ООО «ЧСЗ-Липецк» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Судья Н.И. Захаров