Дело № 21-968/2020
Р Е Ш Е Н И Е
07 октября 2020 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Дяченко Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 12-279/2020 в отношении директора муниципального унитарного предприятия «<данные изъяты>» ФИО2,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 № 10-81-173-П от 06 июля 2020 года должностное лицо – директор МУП «<данные изъяты>» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ и подвернут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 августа. 2020 года постановление должностного лица отменено с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо ФИО4 выражает несогласие с решением судьи, просит об его отмене с оставлением постановления должностного лица в силе. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, излагая обстоятельства дела, указывает, что вина доказана.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5, ФИО6, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью первой статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Положениями ч. 1, ч. 2, ч. 5 ст. 13 Земельного Кодекса предусмотрено, что Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Пунктом 4 этого же постановления установлено, что в случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:
а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков;
б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);
в) исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 26 этого же постановления лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее, чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Согласно п. 3.9 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996года, рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно - эпидемиологического надзора в Минприроды (района, горда, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель. В обязанность спецавтохозяйства и других предприятий по санитарной очистке города входит своевременное проведение рекультивации и передача участка для его дальнейшего целевого использования. Технический этап рекультивации проводится самим предприятием. Биологический этап целесообразно проводить специализированными предприятиями коммунального, сельскохозяйственного или лесохозяйственного профиля за счет средств предприятия, проводящего рекультивацию.
Из материалов дела следует, что МУП «<данные изъяты>» осуществляет свою деятельность на объекте полигон – ТКО пгт. <данные изъяты> который поставлен на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в аренде у МУП «<данные изъяты>» находится земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м из земель, находящихся в собственности муниципального образования ГО <адрес>, категория земель –земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – коммунальное обслуживание, кадастровый номер №, для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «<данные изъяты>» вынесено предписание, согласно которому необходимо прекратить эксплуатацию полигона ТКО пгт. <данные изъяты>, организовать прием и размещение ТКО на объектах размещения отходов согласно Генеральной санитарной схеме очистки территории Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ подписан Акт о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов, утвержденный заместителем главы администрации – начальником департамента городского хозяйства администрации <адрес>ФИО7
На основании распоряжения руководителя южного межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении МУП «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
По результатам проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные акта проверки послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении директора МУП «<данные изъяты>» ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении ФИО2 вменено то, что с момента закрытия полигона ТКО пгт. <данные изъяты> в срок не позднее 7 месяцев и до настоящего времени проектная документация для проведения рекультивации объекта размещения отходов не разработана, работы не начаты.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4№-П от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – директор МУП «<данные изъяты>» ФИО2 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ и подвернут административному наказанию.
Не согласившись с постановлением должностного лица, ФИО2 обжаловал его в суд.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья первой инстанции исходил из того, что установленная нормативными актами обязанность по разработке проекта рекультивации объекта размещения отходов, проведению рекультивации земель должна была быть исполнена в течение 7 месяцев с момента прекращения эксплуатации объекта – ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, как обоснованно установил судья первой инстанции, вменяемое правонарушение совершено в форме бездействия, и срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Из материалов дела усматривается, что ФИО2 назначен на должность директора МУП «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, к исполнению обязанностей приступил ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из изложенного, судья пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ФИО2 в установленный нормативными актами период – 7 месяцев с момента прекращения деятельности объекта размещения отходов, - не являлся директором Предприятия, он не является субъектом вмененного административного правонарушения и состав административного правонарушения отсутствует.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного решения не усматривается.
Доводы жалобы несостоятельны и основанием для отмены обжалуемого решения судьи не являются.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л А:
решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в отношении директора МУП «<данные изъяты>» ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области окружающей среды Южного межрегионального ФИО1 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО4 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Республики Крым (подпись) Л.А. Дяченко