ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-969/18 от 13.11.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кировский районный суд г. Махачкалы судья М.А. Мутаев

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 13 ноября 2018года, по делу , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаев А-Н.К., рассмотрев жалобу защитника Врио главы г. Махачкалы ФИО4 по доверенности ФИО2 на решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> и постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Врио главы г. Махачкалы ФИО4,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 от <дата> Врио главы г. Махачкалы ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей.

Указанное постановление должностного лица было обжаловано заявителем в районный суд. Решением судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата> жалоба оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица – без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, заявитель просит состоявшиеся в отношении ФИО4 постановления отменить, указывая об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив материалов дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав представителя администрации ГОсВД «город Махачкала», поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для удовлетворения указанной жалобы не имеется в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Из дела об административном правонарушении следует, что <дата> в ходе проведения обследования уполномоченными должностными лицами санитарно-охранной зоны канала имени Октябрьской Революции (КОР) выявлены нарушения специального режима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной полосе водного объекта, выразившееся в размещении мест сбора твердо-бытовых отходов, мусора в водоохраной зоне и санитарно защитной зоне КОР и захламления указанной территории отходами. Так, по правому берегу КОР:

- у переезда <адрес> в 6 метрах от КОР расположена контейнерная площадка для сбора мусора из 8 баков. Баки заполнены отходами. Вокруг баков также размещены отходы. Площадка захламлена. Мусор размещается на открытой местности.

- впритык к каналу расположен лоток для сбора мусора, который в момент обследования был переполнен отходами. Так же было зафиксировано большое количество мусора и бытовых отходов вокруг указанного мусорного лотка на проезжей части. Размеры свалки 12x2 метров высотой насыпи 0.5 метров.

- в 4 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусор заполненный отходами. Вокруг лотка также размещены отходы. Площадка захламлена Мусор размещается на открытой местности.

- в 5 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусор заполненный отходами. Вокруг лотка также размещены отходы. Площадка захламлена. Мусор размещается на открытой местности.

- в 5 метрах от КОР расположен лоток для сбора мусора заполненный отходами. Вокруг лотка также размещены отходы. Площадка захламлена. Мусор размещается на открытой местности.

Все места накопления и размещения отходов находятся в водоохраной зоне, санитарно-защитной полосе канала КОР. Своевременный вывоз мусора не осуществляется в связи чем, емкости для сбора мусора переполнены и мусор разбросан и размещен вокруг зоны открытой местности.

Также в ходе обследования выявлены и факты сброса сточных вод в КОР: - вдоль канала, по правому берегу в <адрес> в западном направлении от автодороги Семендер - Красноармейск на расстоянии от 6 до 11 метров от КОР проходит Нагорная канава, предназначенная для перехвата ливневых стоков, так как территория по правому берегу какала КОР в данном участке находится под уклоном к КОР.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.

В силу ч. 4, ч. 5, ч. 11, ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более -в размере двухсот метров.

Постановлением Правительства РФ от <дата> «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» регламентирован порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, что на территории КОР отсутствуют.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством

Согласно п. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обеззараживанию (п, 6 ч, 1 ст. 60 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно п. 7 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в грани водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод.

В соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.

В соответствии со ст. 51 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» от <дата> отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию и обезвреживанию, условия, и способ которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Твердый бытовой мусор от населения, производственный мусор, строительные отходы, отходы от древесины и другие материалы, представляющие опасность для окружающей среды и здоровья человека являются опасными отходами.

Согласно ст. 56 Водного кодекса РФ охрана водных объектов от загрязнения и засорения (ч.1-сброс в водные объекты захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенные из эксплуатации судов и иных плавучих средств (и частей и механизмов)) запрещается.

Согласно п. 2 ч. 17 ст. 65 Водного кодекса РФ в граница прибрежных защитных полос наряду с установленными частью настоящей статьи ограничениями запрещаются размещение отвале размываемых грунтов.

Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.

Указанные доказательства были оценены должностным лицом и судьёй в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Действия заявителя правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, по которой заявителю назначено административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.

Доводы жалобы, в целом сводящиеся к тому, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, являются неубедительными, поскольку опровергаются доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ составляет использование водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений.

Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от <дата> N 7-ФЗ к вопросам местного значения отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды.

Кроме того, в силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ, п. 3 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Примечанием к пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенному постановлением Госстандарта России от <дата>-ст, установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Территория водоохранной зоны КОР входит в территорию муниципального образования г. Махачкала.

Как указано Конституционным Судом РФ в постановлении от <дата>-П, поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального района, является основанием для привлечения к установленной законом ответственности.

При таких обстоятельствах должностное лицо административного органа, с мнением которого согласился и судья районного суда, пришел к правильному и обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи районного суда соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего и не противоречат нормам материального права.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РД Управления Росприроднадзора по РД ФИО3 от <дата> и решение судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от <дата>, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в отношении Врио главы г. Махачкалы ФИО4 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

Верховного Суда

Республики Дагестан А-Н.К. Джарулаев