ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-969/2021 от 13.09.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-969/2021

г. Уфа 13 сентября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Булатовой С.Б.,

с участием специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ИАР,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТСН на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан СРФ № ТО002/04/14.32-156/2021 от 10 июня 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТСН ПРОФ» ТСН,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан СРФ № ТО002/04/14.32-156/2021 от 10 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года, директор общества с ограниченной ответственностью «ТСН ПРОФ» (далее - ООО «ТСН ПРОФ») ТСН признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, ТСН выражает несогласие с постановлением должностного лица от 10 июня 2021 года и решением судьи от 10 августа 2021 года, просит их отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и процессуальными нарушениями, допущенными при составлении протокола об административном правонарушении, выразившимся в неизвещении его о составлении протокола.

ТСН его защитник НЕВ и должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ИАР прихожу к следующему.

Частью 4 ст. 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, решением Комиссии Башкортостанского УФАС от 20 октября 2020 года установлено нарушение Федеральным государственным унитарным предприятием «Управление строительства № 3» Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФГУП УС-3 ФСИН России) требований ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), выразившееся в заключении прямых договоров без проведения конкурентных процедур с единственным поставщиком, а именно:

1. 17 октября 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) ... опубликовало извещение №0301300030717000012 о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по капитальному ремонту столовой в ... Начальная (максимальная) цена контракта составляет ... руб.

23 октября 2017 года ...» (Заказчик) заключает договор с ФГУП УС-3 ФСИН России (Подрядчик) №14 на выполнение работ по капитальному ремонту столовой в ...» (далее – Контракт). Контракт заключен по начальной (максимальной) цене. Сроки выполнения работ – с момента заключения контракта до 20 декабря 2017 года.

24 октября 2017 года ФГУП УС-3 ФСИН России утверждает документацию о проведении закупки у единственного исполнителя с предметом договора «капитальный ремонт столовой в ...». В этот же день, ФГУП УС-3 ФСИН России публикует в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) извещение о проведении закупки №31705657028 по предмету «капитальный ремонт столовой в ...».

24 октября 2017 года закупочная комиссия ФГУП УС-3 ФСИН России принимает решение (протокол № 118):

- признать ООО «ТСН ПРОФ» единственным поставщиком закупки №31705657028 на предмет «капитальный ремонт столовой в ...»;

- заключить договор на предмет «капитальный ремонт столовой в ...» на ... коп.

24 октября 2017 года ФГУП УС-3 ФСИН России (Подрядчик) заключает договор с ООО «ТСН ПРОФ» (Субподрядчик) №14-132-17 на выполнение работ по капитальному ремонту столовой в ...». Цена договора составляет ...... коп. Сроки выполнения работ – с момента заключения до 20 декабря 2017 года.

2. 26 апреля 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) ... опубликовало извещение № 0301300261018000074 о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания ..., по адресу: адрес Начальная (максимальная) цена контракта составляет ... руб.

7 мая 2018 года ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника №4 города Уфы (Заказчик) заключает договор с ФГУП УС-3 ФСИН России (Подрядчик) №0301300261018000074 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания ..., по адресу: адрес (далее – Контракт). Контракт заключен по начальной (максимальной) цене. Сроки выполнения работ – в течение 120 дней с момента подписания Контракта Сторонами.

8 мая 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России утверждает документацию о проведении закупки у единственного исполнителя с предметом договора «капитальный ремонт кровли здания ... В этот же день, ФГУП УС-3 ФСИН России публикует в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) извещение о проведении закупки № 31806459071 по предмету «капитальный ремонт кровли здания ...».

8 мая 2018 года закупочная комиссия ФГУП УС-3 ФСИН России принимает решение (протокол № 15):

- признать ООО «ТСН ПРОФ» единственным поставщиком закупки №31806459071 «капитальный ремонт кровли здания ...»;

- заключить договор «капитальный ремонт кровли здания ...» на сумму ... коп.

8 мая 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России (Подрядчик) заключает договор с ООО «ТСН ПРОФ» (Субподрядчик) № 74-16-18 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания ..., по адресу: адрес. Цена договора составляет ... коп. Сроки выполнения работ – в течение 100 дней с момента подписания Договора Сторонами.

3. 4 сентября 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) ... опубликовало извещение № 0301300261018000127 о проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по текущему ремонту приточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей. Начальная (максимальная) цена контракта составляет ... руб.

18 сентября 2018 года ... (Заказчик) заключает договор с ФГУП УС-3 ФСИН России (Исполнитель) № 0301300261018000127 на выполнение работ по текущему ремонту проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей (далее – Контракт). Контракт заключен по начальной (максимальной) цене. Сроки выполнения работ – в течение 30 календарных дней с момента подписания Контракта Сторонами.

21 сентября 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России (Генеральный подрядчик) заключает договор с ООО «ТСН ПРОФ» (Субподрядчик) № 127-111-18 на выполнение работ по текущему ремонту проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей. Цена договора составляет ... коп. Сроки выполнения работ – в течение 20 календарных дней с момента подписания Договора Сторонами.

24 сентября 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России утверждает документацию о проведении закупки у единственного исполнителя с предметом договора «текущий ремонт проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей». В этот же день, ФГУП УС-3 ФСИН России публикует в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) извещение о проведении закупки №31806952712 по предмету «текущий ремонт проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей».

24 сентября 2018 года закупочная комиссия ФГУП УС-3 ФСИН России принимает решение (протокол №108):

- признать единственным поставщиком ООО «ТСН ПРОФ» №31806952712 «текущий ремонт проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей»;

- заключить договор «текущий ремонт проточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей» на сумму ... коп.

4. 7 сентября 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) ГАУЗ РКПЦ МЗ РБ опубликовало извещение №1001200000618000037 о проведении закупки у единственного поставщика на поставку мебели для сиденья для оснащения объекта «..., расположенного по адресу: адрес. Начальная (максимальная) цена контракта составляет ... руб.

12 сентября 2018 года ГБУЗ РКПЦ МЗ РБ (Государственный заказчик) заключает контракт с ФГУП УС-3 ФСИН России (Поставщик) № 455 на поставку мебели для сиденья для оснащения объекта «..., расположенного по адресу: адрес (далее – Контракт). Контракт заключен по начальной (максимальной) цене.

27 сентября 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России утверждает документацию о проведении закупки у единственного исполнителя с предметом договора «поставка мебели для сиденья для оснащения объекта «...». В этот же день, ФГУП УС-3 ФСИН России публикует в единой информационной системе в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) извещение о проведении закупки №31806969850 по предмету «поставка мебели для сиденья для оснащения объекта «...».

27 сентября 2018 года закупочная комиссия ФГУП УС-3 ФСИН России принимает решение (протокол №118):

- признать единственным поставщиком ООО «ТСН ПРОФ» закупки №31806969850 на предмет «поставка мебели для сиденья для оснащения объекта «...»;

- заключить договор на предмет «поставка мебели для сиденья для оснащения объекта «...» на сумму ... коп.

27 сентября 2018 года ФГУП УС-3 ФСИН России (Заказчик) заключает договор с ООО «ТСН ПРОФ» (Производитель) № 455-123-18 на поставку мебели для сиденья для оснащения объекта «..., расположенного по адресу: адрес. Цена договора составляет ... коп.

Государственные контракты заключены по начальной цене с ФГУП УС-3 ФСИН России как с единственным поставщиком, т.е. без проведения торгов, со ссылкой на п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» (далее – Постановление Правительства РФ № 1292).

В свою очередь, ФГУП УС-3 ФСИН России также без проведения торгов, со ссылкой на Положение о закупках федерального государственного унитарного предприятия «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное приказом ФГУП УС-3 ФСИН России 28 декабря 2018 года № 71-К (далее – Положение о закупках ФГУП УС-3 ФСИН России), проводило закупки у единственного поставщика.

Таким образом, фактическим исполнителем государственных контрактов явился не ФГУП УС-3 ФСИН России, а ООО «ТСН ПРОФ».

В результате указанных действий государственные контракты исполнены по максимальной цене, что не соответствует целям Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена в случае, если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 1292 утвержден перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно указанному Перечню, выполнение работ, относящиеся к коду ОКПД 2:

43.33 «Работы по устройству покрытий полов и облицовке стен»,

43.32.10 «Работы штукатурные»,

43.39.1 «Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие»,

43.22.1 «Работы по монтажу систем водопровода, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха»,

43.91 «Работы кровельные»,

43.99 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки»,

31.01 «Мебель для офисов и предприятий торговли»,

выполняемые учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, могут быть реализованы посредством осуществления заказчиком закупки у единственного подрядчика.

Так, по условиям заключенного Контракта от 23.10.2017 № 14 между ...» и ... следует:

согласно п.1.1. Предметов Контракта является Капитальный ремонт столовой в ...»;

пунктом 11.1. Контракта установлено, что Заказчик осуществляет строительный контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством применяемых материалов. Согласно п. 11.2. Контракта Заказчик производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов условиям Контракта и локальному сметному расчету. Заказчик имеет право беспрепятственно контролировать все виды Работ в любое время в течение всего периода выполнения Работ. В соответствии с п. 11.3. Контракта Подрядчик ведет журнал производства работ, в котором отражает весь ход фактического выполнения Работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с выполнением Работ, имеющие значение во взаимоотношениях Заказчика и Подрядчика. Заказчик регулярно проверяет и своей подписью подтверждает записи в журнале;

в соответствии с п. 6.1. Подрядчик обязан выполнить все работы в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и сдать объект Заказчику в установленный срок в соответствии с локальным сметным расчетом, в состоянии, обеспечивающем их нормальную эксплуатацию;

согласно п. 17.5 Контракта при исполнении Контракта не допускается перемена Подрядчика, за исключением случаев, если новый Подрядчик является правопреемником Подрядчика по такому Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

По условиям заключенных Контрактов между ... и ФГУП УС-3 ФСИН России следует:

согласно п. 1.1 Контракта № 0301300261018000074 от 7 мая 2018 года Подрядчик обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту кровли здания ..., по адресу: адрес (виды и общий объем работ указаны в локальном сметном расчете). Согласно п. 1.2. Контракта Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях, предусмотренных данным Контрактом;

в соответствии с п. 2.1.2. Контракта Заказчик имеет право в любое время проверять ход и качество, выполняемых Подрядчиком работ;

согласно п. 2.2.1. Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сдать работы Заказчику;

в соответствии с п. 11.5 Контракта не допускается перемена Поставщика, за исключением случаев, если новый Поставщик является правопреемником Поставщика по контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения;

согласно п. 1.1 Контракта № 0301300261018000127 от 18 сентября 2018 года Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя выполнение работ по текущему ремонту приточно-вытяжных систем, кондиционеров воздуха с заменой запасных частей, в соответствии со Спецификацией, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик – принять Работы и обеспечить оплату на условиях предусмотренных данным Контрактом;

в соответствии с п. 2.1.1. Исполнитель обязуется обеспечивать качественное и своевременное выполнение работ, согласно Спецификации, в соответствии с нормами противопожарной и иной техники безопасности, своими силами, с применением собственного инвентаря и оборудования;

из п. 11.5 Контракта следует, что при исполнении Контракта не допускается перемена Исполнителя, за исключением случаев, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения.

В том числе, по условиям заключенных Контрактов между ... и ФГУП УС-3 ФСИН России следует:

согласно п. 1.1. Контракта от 12 сентября 2018 года № 455 Поставщик обязуется произвести поставку мебели для сидения для оснащения объекта «Реконструкция административного здания под размещение стационара ГАУЗ ..., расположенного по адресу: адрес», согласно прилагаемой спецификации, являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Государственный заказчик – принять и оплатить товар на условиях, предусмотренным Контрактом;

пунктом 1.1. Контракта от 10 августа 2018 года № 372 предусмотрено, что Поставщик обязуется произвести поставку мебели для оснащения объекта «..., расположенного по адресу: адрес», согласно прилагаемой спецификации, являющейся неотъемлемой частью Контракта, а Государственный заказчик – принять и оплатить товар на условиях, предусмотренным Контрактом;

согласно п. 11.4. Контрактов при исполнении Контракта не допускается перемена Поставщика, за исключением случаев, если новый Поставщик является правопреемником Поставщика по Контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

Представленными материалами подтверждается, работы по договорам в полном объеме выполнены субподрядными организациями, а ФГУП УС-3 ФСИН России фактический исполняла функции генерального подрядчика.

ФГУП УС-3 ФСИН России осуществляет закупочную деятельность на основании Положения о закупках федерального государственного унитарного предприятия «Управление строительства № 3 Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденное приказом ФГУП УС-3 ФСИН России 28 декабря 2018 года № 71-К (далее – Положение).

Согласно ст. 55 Положения о закупках ФГУП УС-3 ФСИН России закупка у единственного поставщика осуществляется в силу ограниченности исполнения договора по времени и невозможности провести конкурентную закупку или возникла необходимость в совершении, помимо иного, при закупке товаров (работ) услуг для обеспечения условий контракта, заключенного с государственными или муниципальными заказчиками, по которым 3аказчик является поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В рамках исполнения обязательств по этим договорам или государственным контрактам Заказчик вправе привлекать субподрядные организации без использования конкурентных способов закупки (6ез ограничения по цене субподрядных договоров).

Вместе с тем, Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), разъяснено, что сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.

Для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры (п. 9).

Исходя из положений п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ, должностное лицо Башкортостанского УФАС и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что рынок строительных работ (в том числе работ по капитальному ремонту, поставке мебели) является конкурентным.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок.

Вышеприведенные условия заключения контрактов между ФГУП УС-3 ФСИН России (Подрядчик) и Заказчиками (...», ..., ...) свидетельствуют о том, что ФГУП УС-3 ФСИН России явился посредником между Заказчиками и субподрядчиком – ООО «ТСН ПРОФ».

В результате указанных действий ООО «ТСН ПРОФ» была устранена конкуренция, контракты заключены по максимальной цене, чем нарушены требования п. 3 ч. 4 ст. 11 Федерального закона № 135-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела Башкортостанским УФАС, как ФГУП УС-3 ФСИН России, так и ...», ...», ..., ... были представлены письма с указанием позиций по вмененному правонарушению, с чем правомерно не согласились должностное лицо административного органа и судья районного суда.

Так, согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно п. 17 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, должностным лицом Башкортостанского УФАС, с чем обоснованно согласился судья районного суда, правомерно не установлена возможность признать допустимым совершение действий, которые приводят к сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ одним из случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является производство товара, выполнение работы, оказание услуги, которые осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1292.

Таким образом, ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 135-ФЗ императивно установлено, что закупка определенных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае если производство такого товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы.

Согласно указанному пункту обязательным условием для осуществления закупки и заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) определяющее значение имеет исполнение работ собственными силами ФГУП УС-3 ФСИН России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В соответствии с данным Перечнем «Работы строительные специализированные» имеют ОКПД 43.

В данный аукционный перечень включены работы – ОКПД2 43.99 «Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки», за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Таким образом, работы по вышеназванным контрактам относятся к работам, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Федеральный закон № 44-ФЗ выделяет конкурентные и неконкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Согласно п. 2 ст. 48 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Закупка у единственного поставщика как неконкурентный способ допускается в качестве исключения из общего правила и может применяться только в строго определенных законом случаях.

Правовая основа деятельности учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы определена Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», положениями которого предусмотрена, в том числе, обязанность учреждений, исполняющих наказания, привлекать осужденных к труду.

Следовательно, законодатель предусмотрел возможность осуществления закупки у исправительного учреждения как у единственного поставщика с учетом выполнения учреждениями уголовно-исполнительной системы социально значимых государственных задач, с целью создания условий, обеспечивающих привлечение осужденных к труду.

В ином случае закупка должна осуществляться конкурентным способом в соответствии с общими положениями, предусмотренными законом о контрактной системе.

Непосредственное исполнение ФГУП УС-3 ФСИН России контракта собственными силами является обязательным для заключения контракта с единственным поставщиком.

Аналогичную позицию отражена в письме ФАС России № ИА/100040/19 от 14 ноября 2019 года, согласно которому заказчики могут заключить государственный контракт без проведения конкурентных процедур на поставку товара, выполнение работы, оказание услуг, в случае если производство товара, выполнение работы, оказание услуги осуществляются непосредственно учреждением и предприятием уголовно-исполнительной в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Должностным лицом ООО «ТСН ПРОФ» ответственным за заключение антиконкурентного соглашения является ТСН., следовательно, он верно признан субъектом административного правонарушения.

Факт выполнения строительных работ ООО «ТСН ПРОФ», а также поставка мебели, не оспаривается директором общества ТСН

При таких обстоятельствах выводы должностного лица Башкортостанского УФАС о виновности ТСН в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, являются правильными, основанными на совокупности доказательств, исследованных и надлежаще оцененных в ходе рассмотрения дела, с чем обоснованно согласился судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан.

Вопреки доводам жалобы материалами дела подтверждается надлежащее извещение ТСН Башкортостанским УФАС телеграммой от 17 мая 2021 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленной по месту его жительства по адресу: адрес. Уведомлением отделения связи подтверждается, что телеграмма доставлена по месту жительства ТСН и вручена его теще ВТВ (л.д. 174, 175), однако ТСН на составление протокола не явился.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Учитывая вышеизложенное, протокол об административном правонарушении был правомерно составлен в отсутствие ТСН копия протокола направлена и доставлена по месту его жительства, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 113).

Протокол об административном правонарушении от 27 мая 2021 года в отношении ТСН отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит разъяснения положений ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 118-168).

При таких обстоятельствах оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу не имеется.

Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение полноту и объективность установленных фактических обстоятельств дела и виновность лица в совершении административного правонарушения. Более того, обстоятельства дела заявителем в жалобе не оспариваются.

Ссылка ТСН на малозначительность совершенного правонарушения не может быть принята во внимание.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Проведение закупки у единственного поставщика в нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ направлено на устранение конкуренции на товарном рынке.

Необоснованное заключение государственного контракта у единственного поставщика приводит к нарушению принципа эффективности расходования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при котором, участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), и как следствие к нарушению публичных интересов.

При таких обстоятельствах оснований для признания правонарушения малозначительным не усматриваю.

Дело рассмотрено в пределах срока давности, установленного ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ – в течение одного года со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ в минимальном размере.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан СРФ № ТО002/04/14.32-156/2021 от 10 июня 2021 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.32 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТСН ПРОФ» ТСН оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ТСН ПРОФ» ТСН - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители, либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья районного суда Курамшина А.Р.

дело районного суда № 12-587/2021