Судья Михеев А.В. | №21-96/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
07 мая 2020 г. | г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление исполняющего обязанности начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 06 ноября 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 31 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 06 ноября 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Сортавальского городского суда РК от 31 января 2020 г., ООО «Карлис-Вяртсиля» было подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 41 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
Считая незаконным привлечение к административной ответственности, в поданной в вышестоящий суд жалобе генеральный директор ООО «Карлис-Вяртсиля» фио1 ставит вопрос об отмене постановления о назначении административного наказания и решения судьи в связи с недоказанностью в данном случае события и объективной стороны состава инкриминируемого правонарушения и неправильным применением субъектами административной юрисдикции правовых норм при разрешении данного дела.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Учитывая мнение участников судебного разбирательства и положения п.3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 №821, считаю возможным разрешить данное дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 ст.8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.
Согласно положениям ст.16.1 Лесного кодекса РФ лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст.16.1 Лесного кодекса РФ и подп.5.2.165 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 №1219, был издан приказ Минприроды России от 27.06.2016 №367 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки».
Из содержания пп.1, 5 Приложения 1 к приведенному приказу Минприроды России следует, что юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, лесосечные работы выполняются в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа; технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. При выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Из материалов дела следует, что 24 ноября 2008 г. между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем) и ЗАО «Карлис-Вяртсиля» (арендатором) в целях заготовки древесины заключен договор аренды лесного участка №-з, находящегося в государственной собственности, площадью 6746 га, расположенного в Пуйккольском участковом лесничестве ГУ РК «Сортавальское центральное лесничество», согласно п.4.4.2 которого арендатор обязан не допускать нарушений установленных норм и правил, требований в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В период с 08 февраля 2018 г. по 07 февраля 2019 г. лесной участок, находящийся в квартале № выделе № лесосеке № Пуйккольского участкового лесничества, использовался для заготовки древесины на основании лесной декларации от 29 января 2018 г. №.
Также по делу установлено, что в связи с выявлением при проведении 06 июня
2019 г. уполномоченными должностными лицами осмотра упомянутой выше лесосеки факта нарушения ООО «Карлис-Вяртсиля» п.1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 постановлением исполняющего обязанности начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 06 ноября 2019 г., оставленным без изменения по результатам судебного пересмотра, юридическое лицо признано виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.8.25 КоАП РФ.
Вместе с тем субъектами административной юрисдикции не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законом порядка привлечения лесопользователя к административной ответственности обстоятельства.
В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Под событием административного правонарушения понимаются конкретные действия (бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, и описание события правонарушения должно включать указание на норму права, положения которой нарушены.
С учетом диспозиции ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, которая является бланкетной, для правильной квалификации содеянного необходимо установить факт нарушения лицом конкретных положений правил заготовки древесины, и образующие объективную сторону данного административного правонарушения действия должны содержаться в протоколе об административном правонарушении - процессуальном документе, фиксирующем событие вменяемого противоправного деяния и содержащем необходимые правовые основания для привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из положений ст.16 Лесного кодекса РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно требованиям чч.1, 2 ст.17 Лесного кодекса РФ рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
В силу ч.2 раздела 15 Приложения 29 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Россельхоза от 10.11.2011 №472, выборочная рубка спелых и перестойных насаждений - рубка, при которой на соответствующих землях или земельных участках периодически вырубают часть деревьев и кустарников определенного возраста, размеров, качества или состояния.
В зависимости от характера вырубаемых деревьев и технологии проведения рубок выделяют следующие виды выборочных рубок спелых, перестойных лесных насаждений: добровольно-выборочные, группово-выборочные, равномерно-постепенные, группово-постепенные (котловинные), чересполосные постепенные, длительно-постепенные рубки.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 №474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила заготовки древесины), в пункте 24 которых определены условия заготовки древесины при осуществлении сплошных рубок.
Исследование материалов дела показало, что разделом 2 технологической карты разработки лесосеки 128 квартала Пуйккольского участкового лесничества предусмотрено проведение чересполосных рубок спелых и перестойных насаждений с интенсивностью рубок 100% при полноте лесных насаждений после рубки на площади 0,5 га в каждом выделе, в том числе 25, без сохранения биоразнообразия (неэксплуатационных участков с наличием природных объектов, имеющих природоохранное значение, а также природных объектов, имеющих природоохранное значение).
Согласно заложенной в протоколе об административном правонарушении фабуле обвинения лесопользователю со ссылкой на п.1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367 и п.24 Правил заготовки древесины вменено в вину оставление в квартале № выдела № делянки № на площади 6,6 га (экспл.2,1 га) Пуйккольского участкового лесничества компактного недоруба в объеме 33,68 куб.м на площади 0,15 га.
При этом из описания события вменяемого деяния, изложенного в постановлении по делу об административном правонарушении со ссылкой на нарушение пп.1, 5 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 27.06.2016 №367, вина ООО «Карлис-Вяртсиля» заключается в оставлении по завершению работ по заготовке древесины на данном лесном участке недорубов в виде компактных участков на площади 0,15 га в объеме 33,68 куб.м, в том числе по породам: сосна - 5,72 куб.м, ель - 15,46 куб.м, береза - 12,5 куб.м, тогда как технологической картой разработки лесосеки оставление компактных недорубов в виде неэксплуатационной площади или объектов биоразнообразия не предусмотрено.
Таким образом, событие инкриминируемого юридическому лицу правонарушения изложено должностными лицами в процессуальных документах с учетом положений п.24 Правил заготовки древесины, которые предусматривают особенности заготовки древесины сплошными рубками, однако в рассматриваемом случае осуществлялась чересполосная рубка лесных насаждений, относящаяся к категории выборочных, и порядок проведения таких лесных работ установлен п.41 Правил заготовки древесины, нарушение которого не приведено.
С учетом сформулированного в составленных по делу процессуальных документах описания события административного правонарушения применительно к диспозиции ч.2 ст.8.25 КоАП РФ, приведенной нормативной базе и установленных по делу фактических обстоятельствах виновность лесопользователя в совершении инкриминируемого деяния нельзя считать безусловно доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Поскольку ст.26.11 КоАП РФ не предусмотрена произвольная оценка субъектами административной юрисдикции представленных доказательств, и установленные по делу обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава вменяемого юридическому лицу правонарушения, постановление должностного лица и решение судьи законными признать нельзя.
При таких обстоятельствах принятые по делу акты подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава данного правонарушения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 06 ноября 2019 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 31 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, <...>, фактический адрес: <...>).
Судья Н.А.Колбасова | |