ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 25 ноября 2019 года по делу № 21-972/2019
Судья Кошелев В.И.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
25 ноября 2019 года
жалобу ФИО1 на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 03 октября 2019 года по делу №,
установил:
определением УУП ОМВД России по Бахчисарайскому району ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении дела об административном правонарушения по ст.5.8 КоАП РФ в отношении ФИО3, на основании отсутствия в её действиях состава административного правонарушения.
В порядке пересмотра дела по жалобе ФИО1 и ФИО4 на определение УУП ОМВД России по Бахчисарайскому району ФИО2 от 24 августа 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении судьей Бахчисарайского районного суда Республики Крым 03 октября 2019 года постановлено решение, которым определение УУП ОМВД России по Бахчисарайскому району ФИО2 от 24 августа 2019 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 и ФИО4 - без удовлетворения.
ФИО1, не согласившись с решением судьи районного суда, обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просил отменить оспариваемое решение судьи, ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав ФИО1, поддержавшего жалобу, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как усматривается из материалов дела, 19 августа 2019 года в ОМВД России по Бахчисарайскому району поступили сообщения ФИО4, ФИО1 и ФИО5 о том, что в здании Верхореченского сельского совета разложена информация о предвыборной кампании политической партии «Едина Россия.
В ходе проведения проверки сотрудником полиции выявлено, что 19 августа 2019 года в здании Верхореченской сельской администрации размещены информационные листовки о предвыборной компании партии «Единая Россия». По данному факту была опрошена глава сельского поселения ФИО3, которая пояснила, что согласно постановления администрации Верхореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указан перечень помещений, предоставляемых по заявкам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для проведения публичных мероприятий в форме собраний при проведении выборов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ, в вышеуказанный перечень входит помещение в здании администрации Верхореченского сельского поселения, расположенное в <адрес>. Также ФИО3 пояснила, что ранее ФИО8 проводилась встреча с гражданами, после которой последний подал заявку на размещение информационных листовок в вышеуказанном здании. Данная заявка одобрена ДД.ММ.ГГГГ№, другие кандидаты в депутаты не обращались в Верхореченскую администрацию с заявкой на проведение встреч с гражданами и размещения информационных листовок в здании сельского совета.
24 августа 2019 года УУП ОМВД России по Бахчисарайскому району лейтенантом полиции ФИО2 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.8 КоАП РФ, в отношении ФИО3 по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
В силу ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, ст. 14.13 КоАП РФ). Указанные материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.1 и 1.1 ст.28.1 Кодекса, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Ч.5 ст.28.1 КоАП РФ установлено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п.2 и 3 ч.1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Ст.5.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение кандидатом, избирательным объединением, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, иным лицом, уполномоченным выступать от имени кандидата, избирательного объединения или привлеченным указанными лицами к проведению предвыборной агитации, либо лицом, замещающим государственную должность или выборную муниципальную должность, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в средствах массовой информации.
Общий порядок и правила проведения предвыборной агитации, а, в частности, условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, в том числе условия проведения этой агитации в периодических печатных изданиях и на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, определяются законодательством Российской Федерации (ст.48 - 52 Закона № 67-ФЗ).
Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидатов (списки кандидатов) или против них.
Агитация по вопросам референдума - это деятельность, осуществляемая в период кампании референдума и имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума поддерживать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.
Агитация при проведении выборов и референдума может осуществляться в том числе на каналах организаций, осуществляющих теле-и (или) радиовещание, через периодические печатные издания.
Объектом правонарушения по ст.5.8 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях. Порядок и условия такой предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума устанавливаются законом (ст.51 и 52 Закона № 67-ФЗ).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.5.8 КоАП РФ, заключается в действии, выраженном в нарушении порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.
Ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены следующие ограничения, связанные с должностным или служебным положением:
1. Кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
4. Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос референдума.
5. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;
д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
6. Соблюдение перечисленных в пункте 5 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению депутатами, Президентом Российской Федерации своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.
Судья районного суда обоснованно пришел к выводу, что проверка в отношении ФИО3 должностным лицом ОМВД России по Бахчисарайскому району проведена полно и всесторонне, а именно были опрошены участники событий, свидетели, лицо, в отношении которого поступило заявление, изучены агитационные материалы, согласие администрации Верхореченского сельского поселения на размещение агитационных материалов кандидата в депутаты Государственного совета Республики Крым ФИО8 в помещении администрации, расположенной по адресу: <адрес>, постановление администрации Верхореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «о помещениях, безвозмездно предоставляемых по заявкам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для встреч с избирателями при проведении выборов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ», перечень помещений, предоставляемых по заявкам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, для проведения публичных мероприятий в форме собраний при проведении выборов в единый день голосования ДД.ММ.ГГГГ.
Судьей районного суда при рассмотрении жалобы ФИО1 и ФИО4 установлены все юридически значимые обстоятельства на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.
Доводы заявителя о том, что разрешение от ДД.ММ.ГГГГ на размещение агитационных материалов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Крым ФИО8 в помещении Верхореченского сельского совета указывает на признаки подлога ФИО3 данного разрешения, являются несостоятельными, данное разрешение заверено печатью и подписью заместителя главы администрации Верхореченского сельского поселения, оно обоснованно принято как надлежащее доказательство и оценено по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что судом необоснованно не истребован у Территориальной избирательной комиссии Бахчисарайского района «перечень специальных мест для размещения печатных агитационных и информационных материалов на территории избирательных участков Бахчисарайского района в период избирательных кампаний по выборам депутата Государственного совета Республики Крым второго созыва по Бахчисарайскому одномандатному избирательному округу № 15 и выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Бахчисарайского района Республики Крым второго созыва» опровергается материалами дела. Вопрос об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении ходатайства разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, юридически значимых обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также с учетом доводов, положенных в обоснование ходатайства.
Вопреки доводам жалобы данное ходатайство ФИО1 и ФИО4 рассмотрено судом в соответствии с требованиями ст.24.4 КоАП РФ и обоснованно оставлено без удовлетворения, о чем вынесено мотивированное определение об отказе в удовлетворении данного ходатайства (л.д.19). При этом отказ в удовлетворении ходатайства не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, которое было рассмотрено судьей районного суда.
Доводы заявителя о том, что при рассмотрении дела суд первой инстанции не выполнил требования закона об объективном, полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, несостоятельны.
Изучение представленных материалов свидетельствует, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все доказательства по правилам, установленным в ст.26.11 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы не содержат в себе правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица ОМВД России по Бахчисарайскому району и судьи районного суда об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО3 по ст.5.8 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей районного суда при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 03 октября 2019 года - без изменения.
Судья В.В. Агин