ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
№ 21-972/2020
г. Уфа 11 ноября 2020 г.
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Ахметов М.Ф., при секретаре Галимовой З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 08/300 от 26 мая 2020 г. и решение судьи Дюртюлинского районного суда Башкортостан от 10 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – должностное лицо) ФИО2 № 08/300 от 26 мая 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Дюртюлинского районного суда Башкортостан от 10 сентября 2020 г., общество с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» (далее - ООО «Дюртюлимелиоводстрой», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, директор ООО «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО1 подал в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит их отменить, указывая в обоснование, что вина юридического лица фактически не была установлена, о месте и времени рассмотрения жалобы на постановление должностного лица не был извещен Дюртюлинский межрайонный прокурор.
Законный представитель ООО «Дюртюлимелиоводстрой», защитник ООО «Дюртюлимелиоводстрой» Закиров С.И., должностное лицо ФИО2, Дюртюлинский межрайонный прокурор Шакиров Д.Н. на рассмотрение жалобы не явились, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 г. № 505, (далее - Правила) объекты размещения отходов в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил должны быть оборудованы средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
Согласно п. 5.1 Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству - содержанию полигонов для твердых бытовых отходов СанПиН 2.1.7.1038-01» складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых, бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 02 ноября 1996 г. (далее - Инструкция), установлены мероприятия по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов с учетом необходимых материалов по охране окружающей среды.
Пунктом 2.12 Инструкции предусмотрен контроль соблюдения требования охраны окружающей среды в соответствии со схемой; вторым этапом обозначен радиационный дозиметрический контроль, который следует после доставки ТБО на полигон перед направлением мусоровозов на разгрузку.
Пунктом 2.17 Инструкции предусмотрено, что с целью исключения несанкционированного складирования отходов, содержащих радионуклиды, при поступлении на полигон отходы проходят радиационный дозиметрический контроль. Для этих целей используются геологоразведочные поисковые приборы СРП-68-01 или СРП-88Н.
Соблюдение этой последовательности обеспечивает выполнение требований охраны окружающей среды.
Дюртюлинской межрайонной прокуратурой 04 марта 2020 г. совместно с главным специалистом-экспертом Нефтекамского территориального комитета Минэкологии Республики Башкортостан ФИО3, на основании задания прокуратуры республики от 09 января 2020 г. №..., поручения прокуратуры республики от 29 января 2020 г. №... проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и отходами производства и потребления ООО «Дюртюлимелиоводстрой».
Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан 01 сентября 2016 г. ООО «Дюртюлимелиоводстрой» выдана лицензия ... на осуществление деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности по следующему адресу осуществления лицензируемого вида деятельности: адрес.
На основании договора аренды №... зем находящегося в муниципальной собственности земельного участка от 24 октября 2013 г. ООО «Дюртюлимелиоводстрой» арендует у администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан земельный участок с кадастровым номером №..., находящийся по вышеуказанному адресу, для размещения полигона твердых бытовых отходов и подъездной дороги к нему, общей площадью 92993 кв.м.
На основании Соглашения от 2 апреля 2018 г. №... об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Башкортостан в зоне деятельности регионального оператора, заключенного с Минэкологии Республики Башкортостан, ООО «Дюртюлимелиоводстрой» наделено полномочиями Регионального оператора по обеспечению сбора, транспортирования обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора № 2.
Как установлено в ходе проведенной проверки, средства измерения массы твердых коммунальных отходов на эксплуатируемом ООО «Дюртюлимелиоводстрой» полигоне ТБО не установлены.
Деятельность по приему и размещению отходов на полигоне ТБО ведется ООО «Дюртюлимелиоводстрой» без проведения радиационного дозиметрического контроля поступающих на захоронение отходов.
Установив нарушения требований природоохранного законодательства, Дюртюлинский межрайонный прокурор Шакиров Д.Н. в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой» постановлением от 19 марта 2020 г. возбудил дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Постановлением должностного лица ФИО2 №... от 26 мая 2020 года общество привлечено к административной ответственности, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и вина ООО «Дюртюлимелиоводстрой» подтверждается следующими доказательствами: актом осмотра от 04 марта 2020 года; справкой по проверке ООО «Дюртюлимелиоводстрой» от 11 марта 2020 г. с фототаблицей; актом проверки исполнения федерального законодательства от 19 марта 2020 г.; постановлением главы Администрации МР Дюртюлинский район Республики Башкортостан №... от 21 октября 2013 г. « О предоставлении в аренду земельного участка»; постановлением главы Администрации МР адрес Республики Башкортостан №... от 28 февраля 2015 г. «О продлении срока аренды земельного участка»; дополнительным соглашением к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка 3 158-50-13 зем от 24 октября 2013 г. от 06 марта 2015 г.; письменным объяснением начальника отдела охраны окружающей среды ООО «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО4 от 19 марта 2020 г.; фототаблицей к акту осмотра полигона и иными доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ООО «Дюртюлимелиоводстрой» своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, суду не представлено. Доказательств отсутствия у юридического лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях ООО «Дюртюлимелиоводстрой» объективной стороны состава вмененного административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов должностного лица и судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание назначено ООО «Дюртюлимелиоводстрой» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дюртюлимелиоводстрой» допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, начальника межрегионального отдела правового обеспечения Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 № 08/300 от 26 мая 2020 г. и решение судьи Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 10 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой», оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Дюртюлимелиоводстрой» ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан ФИО5
Справка: судья Крамаренко Е.Г.