ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-975/2022 от 25.08.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Бедняков И.Л. дело № 21-975/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 25 августа 2022 года

Судья Самарского областного суда Давыдова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 на решение судьи Ленинского районного суда города Самары от 08 июня 2022 года, которым

постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 о признании акционерного общества «Транснефть-Дружба» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей – отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

установила:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3, акционерное общество - «Транснефть-Дружба» (далее - АО «Транснефть-Дружба» или Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (т.1, л.д. 12-17).

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, защитник по доверенности ФИО2, действующий в интересах Общества, обратился в Сызранский городской суд Самарской области с жалобой (т.1, л.д. 1-11).

31.01.2022 судьей Сызранского городского суда Самарской области постановлено решение об отмене постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 (т. 2, л.д. 153-170).

Не согласившись с решением Сызранского городского суда Самарской области, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 обратилась в Самарский областной суд с жалобой (т. 2, л.д. 175-176), по результатам рассмотрения которой 07.04.2022 судьей Самарского областного суда постановлено решение об отмене решения Сызранского городского суда и о направлении дела об административном правонарушении в отношении Общества в Ленинский районный суд г. Самары по подведомственности (т. 2, л.д. 214-215).

08.06.2022 судьей Ленинского районного суда г. Самары вынесено вышеуказанное решение (т. 2, л.д. 228-238).

В настоящей жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд (т. 3, л.д. 7-10), старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения.

В судебном заседании ведущий специалист-эксперт Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям – ФИО4 доводы жалобы поддержала.

Защитники по доверенности ФИО1 и ФИО5, действующие в интересах Общества просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав участников судебного заседания, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ, перечень выбрасываемых загрязняющих веществ для каждого стационарного источника выбросов составляется на основе анализа данных о технологических процессах, в результате которых образуются выбросы, включая документацию хозяйствующих субъектов, регламентирующую порядок проведения технологических операций и процессов на объекте ОНВ, проектную (конструкторскую) документацию оборудования, материальный баланс применяемых технологических процессов, информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, разработанные и опубликованные в соответствии с пунктами 6, 7 и 9 статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и методики расчета выбросов, включенные в перечень методик расчета выбросов ЗВ, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункта 34 Порядка, в отчет о результатах инвентаризации выбросов включается описание проведенных работ по инвентаризации выбросов и особенности выполнения данных работ с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик измерений показателей выбросов ЗВ и расчетного определения показателей выбросов ЗВ.

Из материалов дела следует, что в период времени 28.05.2021 по 25.06.2021 проведена плановая выездная проверка в отношении объектов АО «Транснефть-Дружба» на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства, в соответствии с распоряжением Росприроднадзора о проведении проверки от 21.05.2021г. -р, полученным, генеральным директором АО «Транснефть-Дружба» ФИО6

В проверяемые объекты АО «Транснефть-Дружба» на территории <адрес> вошла в том числе: База производственного обслуживания (БПО, ЦРС, ЦТТ и СТ) <адрес> управления АО «Транснефть-Дружба», 3 6-0163-001.003-П, категория риска - умеренная (5), категория объекта - III. Свидетельство об актуализации учетных сведений от 20.05.2021 № 5018411.

По результатам проверки, административным органом составлен Акт проверки от 02.08.2021 № 0904- 179Пл-А/062-0521), согласно которому БПО, ЦРС, ЦТТ и СТ предназначена для отгрузки и доставки со складов материалов и оборудования для ремонта и обслуживания трубопровода на ЛПДС, а также с выполнением ремонтных работ по блоку автотранспорта станций. Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ проведена в 2021 году. По данным инвентаризации на БПО, ЦРС, ДТТ и СТ (расчет нормативов предельно-допустимых выбросов утвержден начальником ПРУ АО «Транснефть-Дружба» 20.03.2021 ФИО7) выявлено 20 источников загрязнения атмосферы, из них 8 организованных и 12 неорганизованных. Проект инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух объекта HBOC 36-0163-001003-П (БПО, ЦРС, ЦТТиСТ), проведенной в 2021 году, не содержит сведений о применяемых методиках расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Указанные в Акте обстоятельства послужили основанием для составления 12.10.2021 в отношении АО «Транснефть-Дружба» протокола об административном правонарушении № 478-пл за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 18-24) с дальнейшим привлечением к административной ответственности.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что описание объективной стороны в оспариваемом постановлении отличается от объективной стороны, указанной в протоколе об административном правонарушении.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что на момент рассмотрения в Самарском областном суде жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий Общества утрачена. Иное бы ухудшило положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд апелляционной инстанции, судья

решила:

Решение судьи Ленинского районного суда города Самары от 08 июня 2022 года, которым постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 о признании акционерного общества «Транснефть-Дружба» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей – отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО3 - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда С.Е. Давыдова

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи______________________________

Наименование должности

уполномоченного работника аппарата

федерального суда общей юрисдикции

помощник судьи Фомин А.В._______________

«_______»___________________________ 2022 г.