ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-97/16 от 07.04.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-97/16 судья Ворожебская И.П.

РЕШЕНИЕ

07 апреля 2016 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 08 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор ОАО «<данные изъяты>» (далее – ОАО «<данные изъяты>», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей (л.д.3-5).

Решением судьи Заволжского районного суда г.Твери от 08 февраля 2016 года постановление государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д.78-82)

Не согласившись с вышеуказанным решением судьи, ФИО1 подал жалобу в Тверской областной суд, в которой просит отменить постановление должностного лица и решение суда, а производство по делу прекратить, ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и наличие смягчающих обстоятельств, свидетельствующих о принятии мер по устранению выявленных административным органом нарушений, а именно: генеральный директор ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ проходит аттестацию по вопросам промышленной безопасности; ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключен договор с ФГБУ «<данные изъяты>» по Тверской области» на проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств и ОПО.

Указывает, что Общество имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, которая с п.4 ст. 9 Федерального закона №99-ФЗ от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» действует бессрочно и не требует переоформления.

Полагает, что нарушений ст.ст. 6, 7, 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не допущено, поскольку сеть газопотребления Общества зарегистрирована как «Опасный производственный объект» (свидетельство ), имеется вся необходимая проектная и разрешительная документация, введена в эксплуатацию вместе с котельной с 2006 года, расположенной в здании профилактория для автомобиля КАМАЗ, находящемся в собственности Общества, что подтверждается свидетельством (л.д.90-92).

Проверив материалы дела, оценив обоснованность доводов жалобы, исследовав другие представленные по делу доказательства, выслушав защитников Густова В.Ф., Зелинскую Н.А., поддержавших жалобу по изложенным в ней доводам, государственного инспектора ФИО2, оснований для отмены постановления должностного лица административного орган и решения судьи не нахожу.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В ч. 1 ст. 9 названного Закона установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности; условий лицензирования в области промышленной безопасности.

Из материалов дела усматривается, что ОАО «<данные изъяты>» (ОГРН , ИНН , КПП ), расположенное по адресу: <адрес>, имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на эксплуатацию опасного производственного объекта (класс опасности III) – сеть газопотребления на основании которой осуществляет использование опасного горючего вещества), по адресу: <адрес> (л.д. 60-65).

На основании распоряжения заместителя руководителя Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-33), полученного Обществом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34) должностными лицами Центрального управления Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ проверена плановая выездная проверка исполнения требований законодательства о промышленной безопасности на опасном производственном объекте ОАО «<данные изъяты>».

По результатам проведения проверки выявлены нарушения требований законодательства о промышленной безопасности и государственным инспектором Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт проверки , с которым ФИО1 был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ и копия акта со всеми приложениями законному представителю Общества вручена (л.д.35-43).

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления ФИО3, с участием ФИО1, которому разъяснялись положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст. 25.1 КоАП РФ и вменено нарушение обязательных норм и правил в области промышленной безопасности, а именно:

- не предъявлены документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании подземного газопровода протяженностью 220,2 п.м., введенного в эксплуатацию в 2006 году в нарушение п.п. «а» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492;

- генеральный директор ОАО «<данные изъяты>» ФИО1, ответственный (согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ) за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте - сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>» не прошел аттестацию по вопросам промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями в установленном порядке в нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.п. «ж» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.п. 3, 4, 12 «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (), утвержденного приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ;

- не предъявлены документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта - сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>» (профилакторий с газовой котельной), или внесенные в реестр положительные заключения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на объекте (наружный газопровод), на здание профилактория с газовой котельной, подземный газопровод в нарушение ст. 6, 7, 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.п. «ф» п. 5 «Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-52).

Постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области в отсутствии генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1, который надлежащим образом и заблаговременно (ДД.ММ.ГГГГ) извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д.51-52).

Соглашаясь с законностью и обоснованностью постановления должностного лица административного органа судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ФИО1, ответственного за обеспечение промышленной безопасности на опасных производственных объектов.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: распоряжением заместителя руководителя Центрального управления Ростехнадзора по Тверской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки (л.д.28-33), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-43), предписанием от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений (л.д.44-46), свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ - сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>» (л.д.59), сведениями, характеризующими опасный производственный объект (л.д.62-63), картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре (л.д.64-65), лицензией на осуществление деятельности от ДД.ММ.ГГГГ - эксплуатация взрывоопасных производственных объектов (л.д.60-61), приказом генерального директора ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.58), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела государственным инспектором и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установили все юридически значимые обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, правильно применили положения действующего законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, дали надлежащую юридическую оценку действиям должностного лица – генерального директора Общества ФИО1 и сделали обоснованный вывод о законности его привлечения к административной ответственности.

Доводы заявителя об отсутствии состава административного правонарушения несостоятельны и подлежат отклонению.

Так, достоверных доказательств того, что подземный газопровод протяженностью 220,2 п.м., введенный в эксплуатацию в 2006 году находится во владении и пользовании Общества на праве собственности или на ином законном основании праве не представлено.

Ссылка на наличие у Общества зарегистрированного права собственности на объект недвижимости: профилакторий для а/м КАМАЗ, площадью <данные изъяты> (свидетельство <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – л.д.117) не может быть принята во внимание, поскольку указанный объект недвижимости был приобретен на основании плана-приватизации, а подземный газопровод введен в эксплуатацию в 2006 году.

Акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от ДД.ММ.ГГГГ сам по себе не подтверждает ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта - сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>», поскольку разрешение не представлено. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ представлено только на здание окрасочно-сушильного участка (л.д.134-135).

То обстоятельство, что по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенными между ОАО «<данные изъяты>» и ЦЛАТИ по Тверской области были проведены экспертизы промышленной безопасности ТУ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ТУ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20, 136-138) не указывает на наличие документов подтверждающих ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта - сеть газопотребления ОАО «<данные изъяты>» (профилакторий с газовой котельной), а также заключения экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на объекте (наружный газопровод), на здание профилактория с газовой котельной, подземный газопровод в реестр не внесены.

Протокол от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1, соответствует должностным обязанностям (л.д.131), не опровергает правильных выводов должностного лица административного органа и судьи районного суда об отсутствии (на момент проверки) у генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ответственного за организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте аттестации по вопросам промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями.

Иные доводы жалобы, адресованной в областной суд, аналогичны доводам заявителя при обращении в городской суд и являлись предметом рассмотрения и проверки в суде первой инстанции, и не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления должностного лица и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время, как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.

При рассмотрении настоящего дела должностное лицо и судья районного суда правильно установили все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях генерального директора ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Принцип презумпции невиновности должностным лицом, городским судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается.

Из диспозиции ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, могут быть как должностные, так и юридические лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно разъяснениям, данным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, а также приведенные выше доказательства, следует сделать вывод о том, что действия ФИО1 как должностного лица – генерального директора ОАО «<данные изъяты>» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и его виновность в совершении административного правонарушения доказана.

Из содержания ст. 2.9 КоАП РФ следует, что закрепленная в нем норма является диспозитивной и заключается в оценочности выводов суда, органа или должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, направленной на определение характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения и социальной значимости охраняемых общественных отношений.

Исходя из того, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, полагаю, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Отсутствие каких-либо последствий не соблюдением установленных норм и правил промышленной безопасности значения не имеет. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований законодательства. Данное правонарушение посягало на установленный и охраняемый государством порядок в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ соблюден.

Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановлением государственного инспектора отдела по надзору за промышленной безопасностью по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 08 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья И.В.Яшина