Судья Прокофьева И.М. | № 21-97/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
11.03.2020 | г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу защитника (...), действующей в интересах открытого акционерного общества "Российские железные дороги", на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 13.12.2019, решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
установил:
постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия (...) оставленным без изменения решением судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31.01.2020, ОАО "РЖД" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 52000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи не согласна защитник (...) в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что пункт 27 Правил пожарной безопасности в лесах возлагает обязанность по очистке полосы отвода железной дороги в месте ее прилегания к лесному массиву, но не уточняет, каким образом определяется это место. В связи с этим с учетом п. 9 (1) указанных правил необходимо произвести очистку полосы отвода на расстоянии 10 м от леса либо отделить лес противопожарной минерализованной полосой шириной 0,5 м или иным противопожарным барьером. Общество выполнило п. 27 данных правил путем размещения порубочных остатков в 15 м от лесного массива на 45-метровой полосе отвода, чему судья не дал оценки. Из п. 27 Правил не следует обязанность по очистке всей ширины полосы отвода железной дороги.
Заслушав защитника Общества (...) поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила) полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Согласно п. 9 (1) Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова юридические лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м или иным противопожарным барьером.
По смыслу данного положения, расстояние 10 м между порубочными остатками и границей леса, по общему правилу, является пожаробезопасным.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.04.2019 № 743 в редакции приказа от 26.04.2019 № 818 начало пожароопасного сезона на территории Питкярантского района установлено с 26.04.2019.
В силу подп. "г"- "д" п. 4 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611, в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов; отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 м или минерализованной полосой шириной не менее 3 м.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужили выявленные 30.07.2019 при патрулировании территории лесного фонда те обстоятельства, что Общество в нарушение п. 27 Правил в квартале 78 выделе 58 Салминского участкового лесничества не обеспечило очистку от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов полосы отвода железной дороги направления ст. Янисъярви - ст. Лодейное поле км 91 п. 3 - п. 4 в местах прилегания к лесному массиву.
Судья при пересмотре постановления полагал о доказанности состава административного правонарушения в действиях Общества.
Между тем, данный вывод представляется ошибочным.
Пункт 27 Правил возлагает на организацию, осуществляющую обслуживание полосы отвода железной дороги, обязанность по очистке от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, именно мест прилегания полосы отвода к лесному массиву, что также согласуется с иными вышеприведенными положениями законодательства о пожарной безопасности.
Позиция административного органа о том, что пункт 27 Правил возлагает на Общество обязанность по очистке всей полосы отвода железной дороги, не мотивирована, противоречит буквальному смыслу данного положения, не согласуется с требованиями п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611, в связи с чем не может быть принята во внимание.
В акте осмотра № приложенной к акту схеме расположения лесного участка, акте патрулирования, протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении не указано, на каком именно расстоянии от лесного массива обнаружены горючие материалы.
Приложенная к акту осмотра фототаблица не позволяет убедиться в том, что порубочные остатки находятся непосредственно у границы лесного массива.
Иных доказательств, подтверждающих невыполнение Обществом требований п. 27 Правил, в деле не имеется.
Податель жалобы и защитник Общества, участвовавший в судебном заседании, заявляют, что после работ на полосе отвода порубочные остатки сложены в 15 м от лесного массива.
Данные обстоятельства согласуются с содержанием фототаблицы и признаются представителем административного органа.
Таким образом, оснований полагать о нарушении Обществом требований п. 27 Правил из материалов дела не усматривается.
Нарушений иных требований законодательства о пожарной безопасности Обществу обжалуемым постановлением не вменялось.
С учетом изложенного, обстоятельства, на которых основано постановление должностного лица, нельзя признать доказанными, в связи с чем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению по соответствующему основанию.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 13.12.2019, решение судьи Питкярантского городского суда Республики Карелия от 31.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья | С.В. Щепалов |