Дело № 21-97 / 2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иваново 02 апреля 2015 года
Судья Ивановского областного суда Мудрова Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда П. на решение судьи Лежневского районного суда Ивановской области от 12 марта 2015 года,
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда П. от 30 января 2015 года администрация Лежневского городского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 115 000 рублей.
Решением судьи Лежневского районного суда Ивановской области от 12 марта 2015 года указанное постановление от 30.01.2015 г. отменено, производство по делу было прекращено связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда П. обратилась в областной суд с жалобой на вышеуказанное решение судьи, просит его отменить, а постановление от 30.01.2015 г. оставить в силе. В обоснование жалобы указывает на то, что:
- решение судьи основано на неверном толковании закона;
- не согласна с выводами судьи о том, что не установлены факт совершения административного правонарушения и событие правонарушения;
- внеплановые документарные проверки согласованию с органами прокуратуры не подлежат, что определено пунктом 74 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 г. № 354-н, а также приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 г. № 93 обязанность по согласованию внеплановой документарной проверки не регламентирована;
- перечень организаций, в отношении которых проведение проверок осуществляется в особенном порядке, установлен в ст.360 ТК РФ и является исчерпывающим. Кроме этого, в соответствие с ч.2 ст.77 ФЗ № 131-ФЗ государственный контроль (надзор) уполномоченными государственными органами осуществляется за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц. Таким образом, при проведении проверок государственная инспекция труда не может руководствоваться положениями Федерального закона № 131-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2014 г.
- проведение внеплановой документарной проверки в администрации Лежневского городского поселения считает законным;
-событие административного правонарушения подтверждено материалами дела, судом не дана оценка доказательствам.
Извещенное о месте и времени рассмотрения жалобы лицо, в отношении которого ведется производство по делу, - администрация Лежневского городского поселения в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляли. Представлены возражения на жалобу, из которых следует, что глава администрации М. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Просит рассмотреть жалобу в его отсутствие. В этой связи в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанного лица.
Заместитель начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда П., допрошенная в качестве свидетеля, в судебном заседании пояснила, что жалобу поддерживает и просит её удовлетворить. Полагает, что приказ Генпрокуратуры России от 27.03.2009 г. № 93 разработан на основании Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., который предусматривает согласование с органом прокуратуры только выездных проверок.
Проверив материалы дела в полном объеме, нахожу решение судьи законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению.
В соответствии с ч.2 ст.360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст.10 ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Довод жалобы о том, что согласование на проведение внеплановой документарной проверки администрации Лежневского городского поселения с органами прокуратуры не требовалось, является несостоятельным.
Лежневское городское поселение в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»является органом местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.77 указанного закона № 131-ФЗорганы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований (ч.2 ст.77 закона № ФЗ-131).
Абзацем 3 ч.2.2 ст.77 закона № ФЗ-131, установлено, что координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.
В соответствии с ч.2 2.6 ст.77 закона № ФЗ-131внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Вопреки доводам жалобы судья районного суда пришла к обоснованному выводу, что проведение внеплановой проверки (без разграничений её вида) органом государственного контроля (надзора) в данном случае требовало согласования с органом прокуратуры, чего государственной инспекцией труда Ивановской области сделано не было. Доводы жалобы, что внеплановые документарные проверки согласованию с органами прокуратуры не подлежат, являлись предметом оценки судьи районного суда и по ним сделаны верные выводы. Нахожу данные выводы правильными.
Из ч.2.6 ст.77 закона № ФЗ-131 следует о согласовании внеплановых проверок с прокуратурой субъекта, при этом следует учитывать, что согласно ч.4 ст.10 закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. в понятие внеплановых проверок входят документарные проверки и (или) выездные проверки. Порядок проведения проверок органа местного самоуправления, установленный ч.2.6 ст.77 закона № ФЗ-131, является специальным законом по отношению к закону № 294-ФЗ. В данном случае проводилась внеплановая документарная проверка органа местного самоуправления – администрации Лежневского городского поселения, что требовало применения специального закона, регламентирующего порядок проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и соответственно согласования с органом прокуратуры. В связи с тем, что субъектом правонарушенияявляется орган местного самоуправления, судья верно применила специальный закон и установила, чтопроведенная проверка является внеплановой и проведена в нарушение п. 2.6 ч.2 ст. 77 ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправленияв РФ».
Доводы жалобы о законности проведения внеплановой документарной проверки без согласования с органом прокуратуры, что по мнению автора жалобы соответствует нормам закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., п. 74 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 г. № 354-н, а также приказу Генпрокуратуры России от 27.03.2009 г. № 93, подлежат отклонению, поскольку указанные нормативные акты приняты до вступления в силу ч.2.6 ст.77 закона № 131-ФЗ. Таким образом, вопреки доводам жалобы, Государственная инспекция труда Ивановской области при проведении проверок обязана была руководствоваться указанными положениями Федерального закона № 131-ФЗ, вступившими в силу с 01.01.2014 г.
В связи с тем, что порядок проведения проверки администрации Лежневского городского поселения существенно нарушен, результаты проверки являются незаконными, судьей верно обжалуемое постановление отменено с прекращением производство по делу ввиду отсутствия события правонарушения по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ. В связи с указанным иные доводы жалобы оценке не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь п.1.ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
р е ш и л :
решение Лежневского районного суда Ивановской области от 12 марта 2015 года в отношении Лежневского городского поселения оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда П. – без удовлетворения.
Судья Ивановского областного суда: Мудрова Е.В.