ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-985/20 от 13.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-985/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 ноября 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 12-292/2020 и постановление должностного лица от 29 мая 2020 года,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. № 082/04/7.32.4-902/2020 от 29.05.2020, должностное лицо - член комиссии ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление обжаловано в судебном порядке.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 12-292/2020 постановление должностного лица от 29.05.2020 года оставлено без изменения, жалоба Труфанова А.А. без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, Труфанов А.А. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение суда и постановление должностного лица, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что вывод суда является ошибочным и противоречит Постановлению Правительства № 75 от 06.02.2006 года «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав пояснения Труфанова А.А., прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством РФ порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством РФ торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса.

Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом регламентирован соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

Пунктом 18 постановления Правительства РФ №75 установлены исчерпывающий перечень основания для отказа допуска к участию в конкурсе:

1) непредставление определенных документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;

2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 постановления Правительства РФ №75;

3) несоответствие заявки на участие в конкурсе предъявленным требованиям.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ №75 в случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 постановления Правительства РФ №75 (отсутствие или лишение лицензии), конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Пунктом 20 постановления Правительства РФ №75 установлено, что отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 постановления Правительства РФ №75, не допускается.

Пунктом 15 постановления Правительства РФ №75 установлены требования к претендентам на участие в конкурсе, в том числе соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотрено договором управления многоквартирным домом.

Постановлением Правительства РФ №75 не определен перечень документов, которые представляются в составе заявки на участие в конкурсе в качестве подтверждения соответствия претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управление многоквартирным домом. Соответственно, указанные требования в части представления соответствующих документов устанавливаются организаторы торгов в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ №75 (Конкурсной документации) предметом конкурса является право заключения, договоров управления многоквартирными домами в отношении объекта конкурса.

Федеральным законом от 21.07.2014 года №255-ФЗ «О внесении изменение ЖК РФ, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в ЖК РФ.

Подпунктом «а» пункта 6 Закона №255-ФЗ изменена ст. 162 ЖК РФ, п. 11 Закона №255-ФЗ ЖК РФ дополнен Разделом X. Указанные изменения, дополнения вступили в силу с 01.09.2014 года.

Частью 1 статьи 162 ЖК РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Подпунктом 7 пункта 41 постановления Правительства РФ №75 установлено, что конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя требования к участникам конкурса, установленные пунктом 15 постановления Правительства РФ №75 (пункт 5.1 Конкурсной документации).

Пунктом 5.1 Конкурсной документации установлены следующие требования к претендентам: соответствие претендентов установленным федеральными законами РФ требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом; в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации; деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу; отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период; внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе денежные средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.

При этом пунктом 5.1 Конкурсной документации не устанавливаются требования к претендентам о полноте размещения информации или сведений в ГИС ЖКХ.

В соответствии с п. 4.1 Конкурсной документации для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в место и срок, указанный в извещение о проведении конкурса по форме, которая установлена в приложение № 4 к Конкурсной документации.

В приложение №4 Конкурсной документации в самой форме заявки не определено требование о представлении документов, подтверждающих полноту размещения информации или сведений в ГИС ЖКХ.

При этом, отсутствие в Конкурсной документации указания на конкретные требования, которые предъявляются действующим законодательством в отношении лиц, выполняющих работы и оказывающие услуги по управлению многоквартирным домом, а также сведений о документе, который необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе з качестве подтверждения соответствия претендента требованиям, предъявляемым согласно конкурсной документации в соответствии с подпунктом 1 пункта 15 постановления Правительства РФ №75 должен соответствовать подпункту 7 пункта 41 постановления Правительства РФ №75.

Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 06.03.2020 года №1325 была создана постоянно действующая комиссия по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. Согласно п. 5 постановления, функциями комиссии являются: вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; рассмотрение заявок, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе; определение победителя конкурса; ведение протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола конкурса.

Организатором торгов 25.06.2019 года на официальном сайте <данные изъяты> опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресам, расположенным на территории муниципального образования городской округ Симферополь (извещение - , лоты ).

Предметом Конкурса являлся отбор управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресам, расположенным на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Конкурс проводился на основании ЖК РФ, постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 года №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее по тексту - постановление Правительства РФ №75).

Конкурсная документация разработана Организатором торгов МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым. Дата начала подачи заявок на участие в конкурсе - 25.06.2019 года. Дата окончания приема заявок - 25.07.2019 года в 17:00. Для участия в конкурсе заинтересованное лицо должно было подать заявку по форме приложения №4 к конкурсной документации. Прием заявок на участие в конкурсе прекращался непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Вскрытие конвертов с конкурсными заявками - 25.07.2019 года в 17:00. Дата подведения итогов - 29.07.2019 года. По состоянию на 22.08.2019 года конкурс имел статус: приостановлен до рассмотрения жалоб по существу (дела №07/127-19, №07/128-19, №07/129-19).

Протоколом № 1 от 25.07.2019 года вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению №240619/10880889/01 комиссией Организаторов торгов заявки Заявителя поданы в соответствии с требованиями Конкурсной документации и приняты к рассмотрению.

Протоколом №2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по изведению , конкурсная комиссия МКУ Департамента городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым в составе ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1 провела процедуру рассмотрения заявок на участие в конкурсе в 18:00 26.07.2019 года.

Указанным протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению Заявитель не допущен к участию по 28 лотам (лоты №14, 23, 31, 34, 35, 48, 53, 75, 102, 104, 105, 109, 111, 112, 114, 115, 116, 117, 122, 123, 124, 140, 143, 144, 156, 171, 179, 193) по следующим причинам.

Несоответствие претендента по пункту 1 части 15 Постановления Правительства РФ № 75 в части нарушения лицензионных требований предусмотренных п.п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса п.3 Постановление Правительства РФ от 28.10.2014 года №1110 (ред. от 13.09.2018) «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (вместе с «Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Отсутствие сведений в ГИС ЖКХ.

Протоколы размещены на официальном сайте <данные изъяты>.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что соответствие претендента ООО УК «Аванград» требованиям, установленным федеральными законами к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, может подтверждаться лицензией, дающей право организации осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами и, соответственно, заключать договоры управления многоквартирными домами.

В составе каждой заявки на 28 лотов ООО УК «Аванград» была приобщена заверенная копия действующей бессрочной лицензии №091-00224 от 22.06.2017 года, выданной Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым, которая дает право Заявителю осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами и, соответственно, заключать договоры управления многоквартирными домами. Данная лицензия подтверждает соответствие ООО УК «Аванград» как претендента требованиям, установленным федеральными законами к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом.

В связи с несогласием с отклонением заявки, ООО УК «Авангард» обратилось в жалобой в Крымское УФАС на действия организатора торгов.

Решением Комиссии Крымского УФАС России от 22.08.2019 года по делу №07/129-19 жалоба общества с ограниченной ответственностью управляющая компания «Аванград» на действия организатора торгов Муниципальное казенное учреждение Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирными домами по адресам, расположенным на территории муниципального образования городской округ Симферополь (извещение на сайте <данные изъяты><данные изъяты> от 25.06.2019 года (открытый конкурс), лоты №1-198), признана обоснованной.

26.08.2019 года организатору торгов - МКУ Департаменту городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым вынесено предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов по делу №07/129-19 от 09.08.2019 года.

Не согласившись с вынесенным решением Комиссии Крымского УФАС России от 22.08.2019 года по делу №07/129-19, а также с предписанием от 26.08.2019 года по делу №07/129-19, МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым подало жалобу в Арбитражный суд Республики Крым.

Решением Арбитражного суда Республики Крым от 29.06.2020 по делу №А83-17472/2019 в удовлетворении заявленных требований МКУ Департамент городского хозяйства Администрации города Симферополя Республики Крым отказано.

По факту выявленного нарушения, 13.05.2020 года главным специалистом-экспертом отдела контроля рекламы и органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и города Севастополю Крюковым А.Н. составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - члена комиссии Депутата Симферопольского городского совета Труфанова А.А., предусмотренный ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Губаевой Л.Р. № 082/04/7.32.4-902/2020 от 29.05.2020 года, Труфанов А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст.7.32.4 КоАП РФ

Факт допущенного административного правонарушения и виновность Труфанова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: предписанием от 26.08.2019 года; постановлением администрации города Симферополя от 06 марта 2019 года № 1325; протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2020 года и иными материалами дела.

Доказательств, подтверждающих принятие должностным лицом Труфановым А.А. всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Доводы жалобы о том, что административным органом не были приняты меры извещения заявителя о составлении протокола об административном правонарушении не нашли своего подтверждения.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России".

Как усматривается, 29.04.2020 года УФАС в адрес Труфанова А.А. по <данные изъяты>, было направлено уведомление о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении на 13 мая 2020 года.

11 мая 2020 года почтовое уведомление, после неудачной попытке вручения Труфанову А.А. по месту его регистрации, возвращено в УФАС по Республике Крым и городу Севастополю с отметкой "Истек срок хранения" (почтовый идентификатор 29500046499653).

Таким образом, административным органом были совершены все необходимые действия, направленные на надлежащее извещение Труфанова А.А. на составление протокола, в связи, с чем его неявка на данное процессуальное действие и отсутствие ходатайства об отложении, явились основанием для составления протокола в отсутствие Труфанова А.А., что согласуется с требованиями КоАП РФ.

Административное наказание Труфанову А.А. назначено в пределах санкции ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ. Определенные должностным лицом вид и размер наказания заявителю соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, назначенное наказание является справедливым.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 12-292/2020 и постановление должностного лица от 29 мая 2020 года являются законными и обоснованными, они подлежат оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 августа 2020 года по делу № 12-292/2020 и постановление должностного лица от 29 мая 2020 года - оставить без удовлетворения.

Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 августа 2020 года № 12-292/2020 и постановление должностного лица от 29 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>