ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-98/20 от 13.01.2019 Тюменского областного суда (Тюменская область)

72RS0013-01-2019-007569-74

Дело 21-98/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Тюмень

19 февраля 2020 года

Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту также – Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) № 1172 от 18.09.2019 г. должностное лицо общества с ограниченной ответственностью «Альфа Тюмень» области (далее по тексту также – ООО «Альфа Тюмень») ФИО1 привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.

Решением судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 оставлена без удовлетворения.

С данным решением не согласна ФИО1, которая в жалобе в вышестоящий суд просит решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 года отменить и прекратить производство по делу, указывая что составы продукции мороженного ванильного и шоколадного в молочном шоколаде Alpen Gold c хрустящим рисом и солеными шариками не были изучены судьёй районного суда и должностным лицом, вынесшим постановление. Полагает, что судьёй районного суда не принято в внимание, что нахождение заменителя молочного жира в глазури не наделяет этот продукт свойствами продукта с заменителем молочного жира. Обращает внимание, что в настоящее время ООО «Альфа Тюмень» обжалует постановление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьями 14.15, 14.17 КоАП РФ в Арбитражном суде Тюменской области, а также на формирующуюся судебную практику из которой усматривается, что при аналогичных обстоятельствах судами было принято решение об отмене постановления должностного лица и прекращении административного производства по причине недоказанности.

Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав ФИО1, её защитника Муниярову Г.Р., просивших об удовлетворении жалобы, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, нахожу постановление должностного лица по делу об административном правонарушении от 18.09.2019 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 года отмене либо изменению не подлежащими по следующим основаниям.

Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (пункт 1). Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии со статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Согласно пункту 33 (1) Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 года № 55, в торговом зале или ином месте продажи размещение (выкладка) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов должно осуществляться способом, позволяющим визуально отделить указанные продукты от иных пищевых продуктов, и сопровождаться информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

Статьёй 5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 г. № 67, установлены следующие определения:

«молокосодержащий продукт» - продукт переработки молока, произведенный на основе молока, и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов (за исключением жиров немолочного происхождения, вводимых в состав как самостоятельный ингредиент и (или) немолочных белков, используемых для замены молочного белка), которые добавляются не в целях замены составных частей молока, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20 процентов. Не допускается использование побочных продуктов переработки молока, полученных при производстве молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира;

«молочный составной продукт» - пищевой продукт, произведенный из молока и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов с добавлением или без добавления побочных продуктов переработки молока (за исключением побочных продуктов переработки молока, полученных при производстве молокосодержащих продуктов) и немолочных компонентов (за исключением жиров немолочного происхождения, вводимых в состав как самостоятельный ингредиент (не распространяется на молочную продукцию для питания детей раннего возраста, при производстве которой используются жиры немолочного происхождения)), которые добавляются не в целях замены составных частей молока. При этом в готовом продукте составных частей молока должно быть более 50 процентов, в мороженом и сладких продуктах переработки молока - более 40 процентов.

«молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира» - продукт переработки молока, произведенный из молока, и (или) его составных частей, и (или) молочных продуктов, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, по технологии производства молочного продукта или молочного составного продукта с замещением молочного жира в количестве не более 50 процентов от жировой фазы исключительно заменителем молочного жира и допускающей использование белка немолочного происхождения не в целях замены молочного белка, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее 20 процентов.

Приказом Минпромторга России № 2098, Роспотребнадзора № 368 от 18.06.2019 г. утверждены Методические рекомендации о рекомендуемых способах размещения (выкладки) молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов в торговом зале или ином месте продажи, позволяющих их визуально отделить от иных пищевых продуктов, а также о рекомендуемых способах сопровождения такой продукции информационной надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

Методические рекомендации содержат рекомендуемые способы, позволяющие визуально отделить молочные, молочные составные и молокосодержащие продукты от иных пищевых продуктов, при размещении указанных продуктов в торговом зале или ином месте продажи: выкладка продуктов с применением разделителей; выкладка продуктов с дополнительным оформлением ценников; выкладка продуктов с дополнительным оформлением товарных полок и ценников; выкладка в одном низкотемпературном холодильнике; размещение информационной надписи на «ценникодержателе» и на полосе для ценников («стопперах»); сопровождение информационной надписью продуктовой полки.

Пунктом 7 вышеуказанных Методических рекомендаций регламентирована выкладка в одном низкотемпературном холодильнике. Предусмотрено, что в целях визуального отделения молочных, молочных составных и молокосодержащих продуктов рекомендуется указанный способ выкладки товаров в низкотемпературных холодильниках и холодильных ларях. Пример выкладки продуктов в одном низкотемпературном холодильнике указан в приложении № 4 к данным Методическим рекомендациям.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Альфа Тюмень» 22.08.2019 г. по адресу: <...> в ходе осмотра торгового зала магазина «Красное и Белое», в морозильном ларе с надписью: «Продукты без заменителя молочного жира» установлено наличие мороженого с заменителем молочного жира, а именно: мороженое с заменителем молочного жира ванильное и шоколадное в молочном шоколаде Alpen Gold с хрустящим рисом и солеными шариками, изготовитель ООО «Фронери-рус» г. Москва, по цене 44 рубля 99 копеек (22 ед, дата выработки 11.07.2019 г.). Согласно информации на маркировке, массовая доля жира в молокосодержащей части продукта 10,5 %, в том числе растительного жира 5,2 %. При этом информационная надпись «Продукт с заменителем молочного жира» отсутствует.

Таким образом, довод лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о том, что заменитель молочного жира находится только в глазури указанного мороженного Alpen Gold не основан на материалах дела Кроме того фактический вывод указанного лица о том, что нахождение заменителей молочного жира в глазури не свидетельствует о том, что такие заменители являются одной из составляющих самой продукции, нахожу ошибочным.

Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: распоряжения № 05-0510 от 15.08.2019 г. Управления Роспотребнадзора по Тюменской области о проведении проверки в отношении ООО «Альфа Тюмень»; протокола осмотра от 22.08.2019 г., составленного ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Тюменской области; видеозаписи осмотра от 22.08.2019 г.; акта проверки № 05-0510 от 12.09.2019 г.; фотографий продукции, на которых, в частности, зафиксирован её состав; приказа (распоряжение) о переводе работника на другую работу №АЮ0000670 от 23.05.2018 г., которым ФИО1 с 03.05.2018 года переведена на должность администратора магазина в структурном подразделении ООО «Альфа Тюмень» по адресу <...>.; должностной инструкции администратора магазина ООО «Альфа Тюмень»: согласно пункту 3.1.5. которой, Администратор магазина осуществляет ежедневный (до открытия магазина) контроль готовности предприятия к работе, в том числе наличие товаров, имеющихся на складе, выкладку товаров, наличие и правильность оформления ценников, состояния витрин, всего помещения в целом. В соответствии с пунктом 3.1.6 должностной инструкции в течение дня контролирует наличие и соответствие ценников и чистоту в торговом зале. Согласно пункту 3.1.15 должностной инструкции Администратор магазина контролирует доведение до сведения покупателей информации о товарах и услугах, предоставляемых в магазине, и иной информации, способствующей правильному выбору товара и услуги покупателями. Пунктом 5.1. предусмотрено, что Администратор магазина несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией. В соответствии с пунктом 5.2. Администратор магазина несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим трудовым, административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации; уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полученным ФИО1 от 04.09.2019 г.; протокола об административном правонарушении № 290 от 09.09.2019 г., при составлении которого должностное лицо ФИО1 присутствовала; определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Альфа Тюмень» ФИО1 от 09.09.2019 г. - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из вышеприведённых доказательств, в частности из имеющейся в материалах дела видеозаписи, следует, что размещённая в холодильном ларе молокосодержащая продукция (мороженное) имела нанесённые на стекло холодильного ларя надписи: «Продукты без заменителя молочного жира». В то же время размещённая в том же холодильном ларе молокосодержащая продукция, включающая в свой состав заменители молочного жира, в частности вышеуказанное мороженое Alpen Gold, каким либо способом, позволяющим безусловно отделить её от продукции, не включающей в свой состав заменители молочного жира, в частности соответствующим примеру, приведённому в приложении № 4 к Методическим рекомендациям, отделена не была. При этом само по себе на нахождение молокосодержащей продукции с заменителем молочного жира в отдельном поддоне холодильного ларя, в котором преимущественно размещена молокосодержащая продукция без заменителя молочного жира, к достаточному визуальному отделению указанных видов продукции отнесена быть не может.

В то же время указываемые лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, постановления судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в том числе решение Арбитражного суда Тюменской области от 21 января 2020 года по делу № А7—18581/2019, вынесены по иным делам и свойствами преюдициальности по отношению к рассматриваемому делу не обладают.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено наказание, предусмотренное санкцией указанной статьи в порядке, определяемом КоАП РФ, вследствие чего оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области № 1172 от 18.09.2019 г. и решение судьи Калининского районного суда г. Тюмени от 23 декабря 2019 года в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда

А.Р. Глушко