ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-98/20 от 16.04.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кайгородова О.В.

№21-98/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 19 сентября 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

установил:

на основании постановления должностного лица Департамента Росгидромета по СЗФО от 19 сентября 2019 г., оставленного без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 21 января 2020 г., ФИО1 подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.7.2 КоАП РФ.

В поданной в вышестоящий суд жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью объективной стороны состава инкриминируемого деяния и допущенным должностным лицом существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, выразившемся во внесении в одностороннем порядке изменений в протокол об административном правонарушении в части указания времени его совершения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 3 ст.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

В соответствии с п.1 ст.107 Земельного кодекса РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.

В силу требований ч.3 ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ
«О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации

Исходя из положений п.6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 №972, в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением требований, установленных постановлением Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» (п.3).

В подп.«а» п.3 упомянутого постановления определено, что в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается возводить любые здания и сооружения.

Согласно Приложению №1 к Приказу ГУГМС от 04.08.1977 №185 климатическая станция, расположенная в г.Петрозаводске (координатный номер 618344, синоптический индекс 22820, функционирует с 1857 г.), внесена в список реперных климатических станций, предназначенных для получения в одинаковых условиях непрерывных однородных метеорологических данных.

В соответствии с пп.1, 2 решения Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 28.01.1986 №88 установлена охранная зона вокруг территории отдела наблюдений Карельской гидроматобсерватории в районе Сулажгоры и метеостанции на территории аэропорта «Пески», в пределах 200 м от границ территории во все стороны и запрещено производство строительных, взрывных и других работ, перечисленных в постановлении Совмина СССР от 06.01.1983 №19 и постановлении Совмина Карельского АССР от 20.01.1984 №107 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды».

Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета 38 сессии 26 созыва от 11.03.2010 №26/38-771, с учетом внесенных в них изменений на основании решения Петрозаводского городского Совета 11 сессии 28 созыва от 20.12.2017 №28/11-223, определена карта зон с особыми условиями использования территории городского округа с отображением охранных зон от границ территорий пунктов государственной наблюдательной сети ФГБУ «Северо-Западное УГМС» во всех направлениях протяженностью 200 м согласно схемам 1, 2, 3, 4, 5.

Исследование материалов данного дела показало, что ФИО1 является собственником земельного участка (кадастровый номер объекта ), общей площадью 1384 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки (эксплуатация жилого дома), расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), находящегося в 25 м к юго-востоку от метеоплощадки - объединенной гидрометеорологической станции Петрозаводск, размещенной на земельном участке ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (кадастровый номер объекта по адресу: Республика Карелия, (.....).

По результатам проверки сведений, содержащихся в письме ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и приложенных к нему документах, поступившем в Департамент Росгидромета по СЗФО 20 августа 2019 г., о нарушении режима охраны зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, установлен факт возведения в 200 метровой охранной зоне метеоплощадки ОГМС Петрозаводск вокруг земельного участка по улице Сулажгорская, дом 94, в период с 27 по 29 июля 2019 г. глухого деревянного ограждения, что явилось основанием для составления должностным лицом 05 сентября 2019 г. в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.2 КоАП РФ.

За нарушение требований ч.1 ст.107 Земельного кодекса РФ, ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», п.6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, п.3 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» 19 сентября 2019 г. начальником Департамента Росгидромета по СЗФО вынесено постановление о признании ФИО1 виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Обвинение привлекаемого к ответственности лица основано на представленных административным органом доказательствах, в том числе, протоколе об административном правонарушении от 05 сентября 2019 г.

Однако при разрешении дела об административном правонарушении не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодателем порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.

В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из ст.26.2 КоАП РФ, к числу доказательств по делу, рассматриваемому в порядке КоАП РФ, относится протокол об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Согласно положениям ст.28.2 КоАП РФ к сведениям, подлежащим обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении, относится, в том числе, время совершения административного правонарушения (ч.2).

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (чч.3, 4.1).

Исходя из положений п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что изменение должностным лицом ранее внесенных в протокол об административном правонарушении обязательных сведений производится в присутствии лица, в отношении которого он составлен, и в его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении о совершении данного процессуального действия.

Таким образом, поскольку привлекаемому к административной ответственности лицу на законодательном уровне обеспечены правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении и при внесении в него изменений, включать в протокол соответствующие изменения должностное лицо административного органа в одностороннем порядке не вправе.

Исследование материалов дела показало, что содержание оригинала протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.2 КоАП РФ, отличается от выданной ФИО1 копии данного процессуального документа в части указания времени совершения вменяемого противоправного деяния.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в составленный 05 сентября
2019 г. протокол об административном правонарушении в отсутствие ФИО1 и надлежащего его извещения о совершаемом действии должностным лицом были внесены исправления путем изменения времени совершения правонарушения с 29 июня на 29 июля 2019 г., и в связи с наличием такого существенного недостатка он не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Изложенную в письменных объяснениях должностного лица позицию относительно незамедлительного исправления протокола об административном правонарушении с учетом содержащихся в копии процессуального документа иных обязательных сведений убедительной признать нельзя.

Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о признании ФИО1 виновным в совершении вменяемого правонарушения построены на недопустимом доказательстве и на стадии пересмотра принятых по делу актов утрачена возможность возвращения протокола об административном правонарушении с целью устранения указанного нарушения, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 19 сентября 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, <...>, фактический адрес: <...>).

Судья Н.А.Колбасова