ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-98/20 от 16.04.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кайгородова О.В.

№21-98/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Виноградова А. Ю. на постановление начальника Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 19 сентября 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова А. Ю.,

установил:

на основании постановления должностного лица Департамента Росгидромета по СЗФО от 19 сентября 2019 г., оставленного без изменения решением судьи Петрозаводского городского суда РК от 21 января 2020 г., Виноградов А.Ю. подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.3 ст.7.2 КоАП РФ.

В поданной в вышестоящий суд жалобе Виноградов А.Ю. ставит вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью объективной стороны состава инкриминируемого деяния и допущенным должностным лицом существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, выразившемся во внесении в одностороннем порядке изменений в протокол об административном правонарушении в части указания времени его совершения.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 3 ст.7.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение режима охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.

В соответствии с п.1 ст.107 Земельного кодекса РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.

В силу требований ч.3 ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ
«О гидрометеорологической службе» в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации

Исходя из положений п.6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 №972, в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Земельные участки (водные объекты), входящие в охранные зоны гидрометеорологических станций, не изымаются у землепользователей (водопользователей) и используются ими с соблюдением требований, установленных постановлением Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» (п.3).

В подп.«а» п.3 упомянутого постановления определено, что в охранных зонах гидрометеорологических станций, входящих в перечень реперных климатических, морских береговых и устьевых станций вековой сети гидрометеорологических наблюдений, запрещается возводить любые здания и сооружения.

Согласно Приложению №1 к Приказу ГУГМС от 04.08.1977 №185 климатическая станция, расположенная в г.Петрозаводске (координатный номер 618344, синоптический индекс 22820, функционирует с 1857 г.), внесена в список реперных климатических станций, предназначенных для получения в одинаковых условиях непрерывных однородных метеорологических данных.

В соответствии с пп.1, 2 решения Петрозаводского городского Совета народных депутатов от 28.01.1986 №88 установлена охранная зона вокруг территории отдела наблюдений Карельской гидроматобсерватории в районе Сулажгоры и метеостанции на территории аэропорта «Пески», в пределах 200 м от границ территории во все стороны и запрещено производство строительных, взрывных и других работ, перечисленных в постановлении Совмина СССР от 06.01.1983 №19 и постановлении Совмина Карельского АССР от 20.01.1984 №107 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды».

Правилами землепользования и застройки г.Петрозаводска в границах территории Петрозаводского округа, утвержденными решением Петрозаводского городского Совета 38 сессии 26 созыва от 11.03.2010 №26/38-771, с учетом внесенных в них изменений на основании решения Петрозаводского городского Совета 11 сессии 28 созыва от 20.12.2017 №28/11-223, определена карта зон с особыми условиями использования территории городского округа с отображением охранных зон от границ территорий пунктов государственной наблюдательной сети ФГБУ «Северо-Западное УГМС» во всех направлениях протяженностью 200 м согласно схемам 1, 2, 3, 4, 5.

Исследование материалов данного дела показало, что Виноградов А.Ю. является собственником земельного участка (кадастровый номер объекта ), общей площадью 1384 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуальной жилой застройки (эксплуатация жилого дома), расположенного по адресу: Республика Карелия, (.....), находящегося в 25 м к юго-востоку от метеоплощадки - объединенной гидрометеорологической станции Петрозаводск, размещенной на земельном участке ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (кадастровый номер объекта по адресу: Республика Карелия, (.....).

По результатам проверки сведений, содержащихся в письме ФГБУ «Северо-Западное УГМС» и приложенных к нему документах, поступившем в Департамент Росгидромета по СЗФО 20 августа 2019 г., о нарушении режима охраны зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением, установлен факт возведения в 200 метровой охранной зоне метеоплощадки ОГМС Петрозаводск вокруг земельного участка по улице Сулажгорская, дом 94, в период с 27 по 29 июля 2019 г. глухого деревянного ограждения, что явилось основанием для составления должностным лицом 05 сентября 2019 г. в отношении Виноградова А.Ю. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.2 КоАП РФ.

За нарушение требований ч.1 ст.107 Земельного кодекса РФ, ст.13 Федерального закона от 19.07.1998 №113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», п.6 Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, п.3 постановления Совмина СССР от 06.01.1983 №19 «Об усилении мер по обеспечению сохранности гидрометеорологических станций, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием природной среды» 19 сентября 2019 г. начальником Департамента Росгидромета по СЗФО вынесено постановление о признании Виноградова А.Ю. виновным в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра оставлено без изменения.

Обвинение привлекаемого к ответственности лица основано на представленных административным органом доказательствах, в том числе, протоколе об административном правонарушении от 05 сентября 2019 г.

Однако при разрешении дела об административном правонарушении не учтены следующие значимые для соблюдения установленного законодателем порядка привлечения лица к административной ответственности обстоятельства.

В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из ст.26.2 КоАП РФ, к числу доказательств по делу, рассматриваемому в порядке КоАП РФ, относится протокол об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Согласно положениям ст.28.2 КоАП РФ к сведениям, подлежащим обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении, относится, в том числе, время совершения административного правонарушения (ч.2).

Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола. В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (чч.3, 4.1).

Исходя из положений п.4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.

Системный анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что изменение должностным лицом ранее внесенных в протокол об административном правонарушении обязательных сведений производится в присутствии лица, в отношении которого он составлен, и в его отсутствие такие изменения могут быть внесены только при наличии сведений о надлежащем извещении о совершении данного процессуального действия.

Таким образом, поскольку привлекаемому к административной ответственности лицу на законодательном уровне обеспечены правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении и при внесении в него изменений, включать в протокол соответствующие изменения должностное лицо административного органа в одностороннем порядке не вправе.

Исследование материалов дела показало, что содержание оригинала протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.2 КоАП РФ, отличается от выданной Виноградову А.Ю. копии данного процессуального документа в части указания времени совершения вменяемого противоправного деяния.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в составленный 05 сентября
2019 г. протокол об административном правонарушении в отсутствие Виноградова А.Ю. и надлежащего его извещения о совершаемом действии должностным лицом были внесены исправления путем изменения времени совершения правонарушения с 29 июня на 29 июля 2019 г., и в связи с наличием такого существенного недостатка он не может быть признан допустимым доказательством по делу.

Изложенную в письменных объяснениях должностного лица позицию относительно незамедлительного исправления протокола об административном правонарушении с учетом содержащихся в копии процессуального документа иных обязательных сведений убедительной признать нельзя.

Поскольку выводы субъектов административной юрисдикции о признании Виноградова А.Ю. виновным в совершении вменяемого правонарушения построены на недопустимом доказательстве и на стадии пересмотра принятых по делу актов утрачена возможность возвращения протокола об административном правонарушении с целью устранения указанного нарушения, постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление начальника Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу от 19 сентября 2019 г. и решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 21 января 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова А. Ю. отменить, производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).

Судья Н.А.Колбасова