ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-990/18Г.МА от 21.11.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Левашинского районного

суда Магомедов Т.М.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РЕШЕНИЕ

от 21 ноября 2018 г. по делу № 21-990/2018 г.Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан Гончаров И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе ФИО1 на решение судьи Левашинского районного суда г.Махачкалы от 20 сентября 2018 года по делу о привлечении администрации МР «Левашинский район» РД к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе ФИО1 от 30 августа 2018 года №234 Администрация МР «Левашинский район» РД привлечена по статье 6.5 Кодекса Российской федерации об административных правонарушения и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, глава Администрации муниципального района Ш. ФИО2 обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Левашинского районного суда от 20 сентября 2018 года производство по делу в отношении Администрации МР «Левашинский район» РД прекращено в связи с недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На данное решение должностным лицом, вынесшим постановление, подана жалоба, в которой ее автор просит решение судьи отменить.

Главой Администрации МР «Левашинский район» РД подано возражение на вышеуказанную жалобу, с просьбой оставить постановление судьи в силе.

Проверив материалы дела, изучив довода жалобы, поддержавшего доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, прихожу к следующему.

Согласно статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РД от 25 декабря 2017 года в администрации муниципального района «Левашинский район» в период с 02 июля по 27 июля 2018 года назначено проведение плановой выездной проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на объектах водоснабжения, кладбищенских комплексах, при санитарной очистке территории.

По результатам проведенной проверки в отношении Администрации МР «Левашинский район» являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим организацию водоснабжения и водоотведения, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и названное юридическое лицо привлечено к административной ответственности по указанной норме.

Отменяя постановление и прекращая производство по данному делу, судья пришел к выводу о том, что при проведении проверки по данному делу Управлением Роспотребнадзора по РД грубо нарушены установленные частью 2 статьи 20 требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», поскольку проверка проведена в отношении Администрации МР «Левашинский район», не включенного в план проверки и не уведомленного надлежащим образом об ее проведении.

Вместе с тем с указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.

Одной из основных задач Федерального закона года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон N 294-ФЗ) является ограничение неоправданного вмешательства органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов.

Частью 4 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.

Поскольку орган местного самоуправления имеет отличную от хозяйствующих субъектов (участников гражданского оборота) правовую природу, выполняя общегосударственную функцию по решению вопросов местного значения, процедура осуществления государственного контроля (надзора) в отношении органа местного самоуправления урегулирована в Федеральном законе от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 131-ФЗ).

В статье 77 Федерального закона N 131-ФЗ установлен порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона № 131-ФЗ государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

Согласно части 2.2 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.

В силу части 2.3 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.

Органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Российской Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.

Указанные проекты рассматриваются прокуратурой субъекта Российской Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.

Прокуратура субъекта Российской Федерации на основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов формирует ежегодный план не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.

Таким образом, при проверке законности привлечение Администрации МР «Левашинский район» к административной ответственности по данному делу судье следовало оценить соблюдение Управлением Росприроднадзора по РД порядка осуществления контроля, установленного Федеральным законом № 131-ФЗ.

Поскольку выводы суда основаны на положениях Федерального закона № 294-ФЗ, тогда как к правоотношениям по делу подлежали применению требования Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем не проверены и не установлены обстоятельства, имеющие значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, как того требует статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи подлежит отмене, а дело возвращению на новое судебное рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Ко АП РФ,

решил:

решение судьи Левашинского районного суда РД от 20 сентября 2018 г. отменить, дело возвратить в Левашинский районный суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Республики Дагестан И.А. Гончаров