ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-990/20 от 10.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-990/2020

Р Е Ш Е Н И Е

10 ноября 2020 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «СК Консоль-ЛТД» ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2020 года № 12-478/2020 и постановление должностного лица от 23 июня 2020 года,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 №10-12-137-Н от 23 июня 2020 года ООО «СК Консоль-ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2020 года № 12-478/2020 постановление должностного лица от 23 июня 2020 года оставлено без изменения, жалоба директора ООО «СК Консоль-ЛТД» ФИО1 без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, директор ООО «СК Консоль-ЛТД» ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит постановление должностного лица от 23 июня 2020 года и решение районного суда от 01 сентября 2020 года отменить.

Жалоба мотивирована тем, что в соответствии с муниципальным контрактом от 14 июня 2018 года общество приняло на себя обязательства на выполнение только строительно-монтажных работ объекта, а не иных работ, в том числе и по размещению отходов производства и потребления.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитников ООО «СК Консоль-ЛТД» Кононова В.Б., Кулагина Э.В. и представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ), от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ), а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Согласно п. 1 ст. 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что с 26.02.2020 по 03.03.2020 на основании Распоряжения руководителя Южного Межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО4 от 20.02.2020 №14-05/113, по согласованию с Прокуратурой Республики Крым проведена внеплановая выездная проверка ООО «СК Консоль-Строй ЛТД». По результатам проверки составлен акт от 14.04.2020 года за . Проверка была проведена в отношении объекта: «Рекультивация полигона ТКО <адрес>. Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером по адресу <адрес> Собственник объекта муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым. Рекультивируемый объект расположен на расстоянии около 47 метров от микрорайона <адрес>

В соответствии с постановлением Администрации г. Симферополя от 09.11.2016 № 2678 «О закрытии полигона твердых коммунальных отходов (участок I) на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (в редакции постановления от 18.11.2016) полигон ТКО для приема отходов, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , подлежит закрытию с 19.11.2016 в связи с необходимостью проведения инженерных изысканий в рамках рекультивации полигона ТКО в <адрес>, полный доступ на полигон ТКО должен быть прекращен с 31.12.2016.

Основанием проведения работ по рекультивации явился муниципальный контракт от 14 июня 2018 года , заключенный МКУ «Департамент городского хозяйства администрации г. Симферополя Республики Крым» с ООО «СК Консоль-Строй ЛТД».

В соответствии с актом приема-передачи строительной площадки от 05.07.2018 Департаментом городского хозяйства Администрации г. Симферополя переданы ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» проектно-сметная документация, строительная площадка, а также здания и сооружения, расположенные по <адрес>, для выполнения работ по рекультивации полигона ТКО.

Срок проведения работ по Контракту с 14.06.2019 года по 20.12.2020 года (первоначальный срок завершения работ – 20.12.2019).

В ходе проведения проверки было установлено, что работы по техническому этапу рекультивации объекта осуществляются параллельно работам, предусмотренным первым, вторым и третьим технологическими этапами.

В соответствии с Заключениями ГЭЭ и ГЭ рекультивация объекта проводится по окончанию стабилизации закрытого полигона ТКО.

С западной стороны объекта (ориентиром является здание «Административно-бытовой корпус», Литер «А» (кадастровый ) до угловой границей участка в северном направлении) часть полигона представляет собой свалочную массу ТКО неуплотненную (не спланированный участок).

На момент осмотра объекта 26.02.2020 обнаружено 3 очага горения и тления отходов в теле свалки с северной стороны.

Привлеченными специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» произведены отборы проб воздуха в точке (тело свалки - очаг возгорания) (протокол отбора (измерений) проб атмосферного воздуха от 26.02.2020).

По результатам лабораторных исследований установлено, что концентрация оксида углерода в пределах очага возгорания свалки составляет 8,5 мг/м3 (протокол испытаний (измерений) проб атмосферного воздуха № 25/1А от 02.03.2020; экспертное заключение <данные изъяты> от 05.03.2020).

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 23 июня 2020 года должностным лицом административного органа в отношении ООО «Строительная компания Консоль-ЛТД» постановления об административном правонарушении № 10-12-137-Н, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела пришел к выводу о том, что ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» правомерно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы должностного лица основаны на правильном применении норм права, сформулированы с учетом значимых обстоятельств дела, полно и всесторонне исследованных, надлежащим образом мотивированы.

Однако, с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Как усматривается, согласно муниципальному контракту от 14 июня 2018 года , заключенному между МКУ «Департамент городского хозяйства администрации города Симферополь Республики Крым» и ООО «Строительная компания Консоль-Строй ЛТД», общество принимает на себя обязательства на выполнение строительно-монтажных работ в рамках реализации реконструкции объекта: Рекультивация полигона ТКО, <адрес>.

При этом, деятельность ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» не связана с размещением отходов производства и потребления, в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», поскольку деятельность по размещению отходов носит специализированный характер.

Условиями муниципального контракта, обязанность ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» по размещению отходов производства и потребления не устанавливалась, общество не размещало их в понимании статьи 51 Закона об охране окружающей среды.

Отсутствие возложенных на ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» законом и муниципальным контрактом обязанностей по выполнению требований в сфере размещения отходов производства и потребления имеет существенное значение для правильной квалификации действий ООО «СК Консоль-Строй ЛТД».

Установление одного лишь факта возгорания в теле свалки и проведение рекультивационных работ ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» не является достаточным для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, привлечение общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ нельзя признать законным и обоснованным.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные положения нашли отражения и в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Поскольку, вина ООО «СК Консоль-Строй ЛТД» в совершении административного правонарушения не установлена, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу директора ООО «СК Консоль-ЛТД» ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2020 года № 12-478/2020 и постановление должностного лица от 23 июня 2020 года – удовлетворить.

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2020 года № 12-478/2020 и постановление должностного лица от 23 июня 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «СК Консоль-ЛТД» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества, прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>