Дело № 21-999/2020
Р Е Ш Е Н И Е
17 ноября 2020 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2020 г. № 12-383/2020 и постановление должностного лица от 18.05.2020 года,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 от 18.05.2020 года за №10-81-104-П, ГУП РК «Крымэкоресурсы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Данное постановление обжаловано в судебном порядке.
Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2020 г. № 12-383/2020 постановление должностного лица от 18.05.2020 года оставлено без изменения, жалоба директора ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО1 без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением, ФИО1 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит указанное решение суда от 27 августа 2020 г. и постановление должностного лица от 18.05.2020 г. отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях предприятия.
Жалоба мотивирована тем, что ни судом первой инстанции, ни должностным лицом принявшим постановление не установлено, какие же требования закона нарушены предприятием в области обработки, утилизации или обезвреживания отходов производства и потребления.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения защитника ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО3 и представителя Южного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.51 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что с 05.03.2020 года по 27.03.2020 года на основании Распоряжения и.о. руководителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО4 от 27.02.2020 года № 14-04/27 «О проведении плановой выездной проверки», была проведена проверка ГУП РК «Крымэкоресурсы».
По результатам проверки составлен акт от 27.03.2020 года за № 10-13/19/20.
Предметом контроля являлось соблюдение предприятием обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Производственная площадка предприятия располагается по адресу: <адрес>. Земельный участок расположен в кадастровом плане территории, площадь участка составляет <данные изъяты>
ГУП РК «Крымэкоресурсы» осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 31.05.2019 года № (предоставлена 04.08.2016), выданной Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю.
ГУП РК «Крымэкоресурсы» ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, в соответствии с приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721.
Для осуществления деятельности с отходами образующимися в результате деятельности ГУП РК «Крымэкоресурсы», заключены договоры от 07.03.2017 №07/03-15-32/17, от 24.05.2018 <данные изъяты> и от 16.01.2019 № с ООО «Тургеневский карьер» на размещение (захоронение) ТКО; от 24.04.2018 № с ООО «Агенство ртутная безопасность» поставка вторичного сырья, а именно не разобранных свинцовых аккумуляторных батарей с не единым электролитом, от 02.11.2018 № на оказание услуг по обезвреживанию м размещению отходов; от 19.04.2018 № с ООО «Крымшинопереработка» на прием отработанных шин; от ДД.ММ.ГГГГ№з-228/19 с МУП «Экоград» на размещение отходов; от 2018 года № с ООО «МЕТАЛЛЕН» по сдаче лома и отходов четных металлов.
Предприятием разработан приказ об определении мест для временного накопления отходов от 03.03.2020 года № 50, с приложением Инструкции по обращению с отходами I-V опасности на территориях по адресам: <адрес>.
В ходе визуального обследования установлено, что на территории по адресу <данные изъяты> оборудовано временное накопление отходов, площадка огорожена, однако контейнеры крышками не оборудованы, соответственно отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков, раздельное накопление отходов по видам и классам опасности, физическими и химическими характеристиками не организовано, что подтверждается фото-таблицей приложенной к акту плановой выездной проверки от 27.03.2020 года.
02 мая 2020 года государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Крым и г. г. Севастополю Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № 10-81-104-П в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением этого же должностного лица 18 мая 2020 года № 10-81-104-П ГУП РК «Крымэкоресурсы» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ГУП РК «Крымэкоресурсы» в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: актом внеплановой выездной проверки от 27.03.2020 года №; протоколом об административном правонарушении от 12.05.2020 года; фототаблицей, другими материалами дела, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица и суда первой инстанции о виновности ГУП РК «Крымэкоресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы заявителя об отсутствии в действиях ГУП РК «Крымэкоресурсы» состава вмененного ему административного правонарушения является несостоятельным и опровергается перечисленными выше доказательствами, свидетельствующими о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ГУП РК «Крымэкоресурсы» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба директора ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2020 г. № 12-383/2020 и постановление должностного лица от 18.05.2020 года, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
р е ш и л:
жалобу директора ГУП РК «Крымэкоресурсы» ФИО1 на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2020 г. № 12-383/2020 и постановление должностного лица от 18.05.2020 года – оставить без удовлетворения.
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 27 августа 2020 г. № 12-383/2020 и постановление должностного лица от 18.05.2020 года в отношении ГУП РК «Крымэкоресурсы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>