ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-999/2021 от 13.04.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Титова И.А. Дело № 21-999/2021

РЕШЕНИЕ

Московская область г. Красногорск 13 апреля 2021 года

Судья Московского областного суда Беляев Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица - государственного инспектора в области охраны окружающей среды Московской области ФИО1 на решение Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Государственное бюджетное учреждение <данные изъяты> «Мосавтодор» (далее ГБУ МО «Мосавтодор»),

при секретаре Нестеровой А.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением должностного лица - государственного инспектора в области охраны окружающей среды <данные изъяты>ФИО1<данные изъяты> от <данные изъяты> юридическое лицо – ГБУ МО «Мосавтодор», адрес: <данные изъяты>А, ИНН: <***>, ОГРН: <***>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Подольского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> указанное постановление отменено, производство по делу прекращено по основаниям п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Не согласившись с указанным решением суда, должностное лицо - государственный инспектор в области охраны окружающей среды <данные изъяты>ФИО1 просил его отменить, как незаконное.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд второй инстанции полагает обжалуемое решение суда подлежащим отмене и исходит из следующего.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> в 12 часов 00 минут в ходе проведения осмотра территории земельных участков с КН 50:32:0010103:530, КН 50:32:0010103:264, КН 50:32:0010205:398 и КН 50:32:0000000:37963, по адресу: <данные изъяты>, г.о. Серпухов, д. Дашковка, <данные изъяты>, и отбора проб, установлено, что земельный участок с КН 50:32:0000000:37963, переданный ГБУ МО «Мосавтодор» в бессрочное пользование, перекрыт отходами на площади 1143 кв.м., объем отходов составляет 471 куб.м., что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от <данные изъяты> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 Федерального закона от <данные изъяты> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 42 Земельного Кодекса РФ, ст.12 Федерального закона от <данные изъяты> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Действия ГБУ МО «Мосавтодор» квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Действуя в рамках ст.30.6 КоАП РФ, районный суд пересматривал дело о привлечении ГБУ МО «Мосавтодор» к ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и нашел постановление должностного лица подлежащим отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено. При этом, суд указал, что не добыты доказательства места и времени административного правонарушения, не установлено и не доказано событие правонарушения, в деле отсутствуют документы, подтверждающие совершение ГБУ МО «Мосавтодор» действий по размещению отходов производства на земельном участке с КН 50:32:0000000:37963.

Однако, с указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст.26.1 КоАП РФ, для привлечения лица к административной ответственности необходимо установление состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Состав административного правонарушения, в том числе его событие, устанавливаются на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям ст.26.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В этой связи, разрешая вопрос о законности постановления должностного лица, городским судом не принято во внимание, что ГБУ МО «Мосавтодор» привлечено к ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Вместе с тем, правовое регулирование в области обращения с отходами согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона №89-ФЗ осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков обязанность проводить мероприятия как по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, так и по защите земель, в том числе от их загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Таким образом, собственник обязан поддерживать свой земельный участок в надлежащем состоянии. Федеральный закон №89-ФЗ не предусматривает обязанность собственника земельного участка заключать договор об оказании услуг по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В статье 1 Федерального закона №89-ФЗ даны основные понятия, которые используются в данном законе. Так, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; при этом сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Пунктом 10 статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ предусмотрено, что операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (далее также - территориальная схема). Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Как следует из приведенных законоположений, деятельность по «обращению с отходами» в понятии, определенном законодателем в Федеральном законе №89-ФЗ, не осуществляется собственником земельного участка при ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, поэтому требование пункта 1 статьи 24.6 указанного закона на собственника земельного участка не распространяется.

В силу пункта 3 статьи 13.3 указанного закона, территориальная схема должна включать в себя, в том числе данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации и данные о нахождении мест накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная схема устанавливает правовые основы для обеспечения централизованного потока твердых коммунальных отходов от источника их образования до объектов их обработки, утилизации, обезвреживания и не определяет механизм сбора твердых коммунальных отходов от мест их несанкционированного размещения. Права и обязанности регионального оператора не распространяются на потоки твердых коммунальных отходов, не определенных в территориальной схеме, то есть на правоотношения, связанные с вывозом твердых коммунальных отходов из мест их несанкционированного размещения.

Положения статьи 24.6 Федерального закона №89-ФЗ не определяют механизм сбора твердых коммунальных отходов с места несанкционированного размещения отходов, поскольку, оно не является местом накопления отходов в понимании, данном Федеральным законом №89-ФЗ. При этом, несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов не указывается в территориальной схеме в качестве места накопления отходов, в соответствии с которой обязан осуществлять свою деятельность региональный оператор.

Статья 24.7 Федерального закона №89-ФЗ регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. В соответствии с пунктом 4 данной статьи собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно пункту 6 статьи 24.7 Федерального закона №89-ФЗ, юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

При несанкционированном размещении ТКО собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов, в связи с чем, обязанность заключения договора, предусмотренная пунктом 4 статьи 24.7 указанного закона, у них не возникает.

В указанной связи, суд первой инстанции не учел, что место правонарушения по адресу: по адресу: <данные изъяты>, г.о. Серпухов, д. Дашковка, <данные изъяты>, не являлось контейнерной площадкой для сбора ТКО, на данном участке была несанкционированная свалка. Также, не исследован вопрос, имеется ли у ГБУ МО «Мосавтодор» договор с региональным оператором об оказании услуг по обращению с ТКО, принимались ли ГБУ МО «Мосавтодор» меры по ликвидации указанной несанкционированной свалки, имеется ли данная площадка в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в транспортной схеме, где указаны места для накопления ТКО.

Таким образом, судом первой инстанции не проверены вышеназванные обстоятельства, с учетом вышеприведенных правовых норм, об отсутствии в действиях ГБУ МО «Мосавтодор» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ. Данное обстоятельство имеет существенное правовое значение, поскольку, влияет на правильность привлечения ГБУ МО «Мосавтодор» к административной ответственности.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что требования ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела, разрешении его в соответствии с законом судом первой инстанции выполнены не полностью, в связи с чем, обжалуемое судебное решение нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с положениями п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, при котором суду надлежит учесть вышеизложенное, после чего постановить законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст.ст. 29.11, 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Подольского городского суда Московской области от 26 января 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ГБУ МО «Мосавтодор», отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья

Р.В. Беляев