ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-9/19 от 08.02.2019 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Михеева Т.А. Дело № 21-9/2019

РЕШЕНИЕ

8 февраля 2019 г. город Орел

Судья Орловского областного суда Сорокин С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Блохина Д.А. – Гусева В.В. на решение судьи Советского районного суда г. Орла от 28 декабря 2018 г., которым постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Семченковой Л.В. № 23-08/05-2018 от 23 июля 2018 г., вынесенное в отношении члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Блохина Д.А. – без удовлетворения.

Изучив жалобу, заслушав представителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Долецкую Е.В., пояснившую об обстоятельствах привлечения должностного лица к ответственности, судья

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее – УФК по Орловской области) Семченковой Л.В. от 23 июля 2018 г. член Правительства Орловской области - руководитель Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохин Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Блохин Д.А. обжаловал его в районный суд, судьей которого постановлено указанное выше решение.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник Блохина Д.А. – Гусев В.В. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.

Приводит доводы о том, что не достижение показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов не является нарушением порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Обращает внимание на то, что административную ответственность должностных лиц за не достижение показателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов при реализации государственных программ только планируется установить.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю оснований для отмены обжалуемого решения в связи со следующим.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Как следует из пункта 3 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применение к участнику бюджетного процесса, указанному в пункте 1 настоящей статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Согласно пункта 20 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. № 329, целевым показателем результативности предоставления иных межбюджетных трансфертов Т1 и Т2 является достижение следующих целевых показателей региональных программ:

а) прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог (километров);

б) прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате реконструкции автомобильных дорог (километров);

в) прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог (километров);

г) доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности указанных автомобильных дорог (процентов).

Согласно части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно положению о Департаменте строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 г. № 425, Департамент, среди прочего:

- осуществляет разработку и реализацию мероприятий по строительству и обустройству объектов транспортной инфраструктуры;

- осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая организацию функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;

разрабатывает государственные программы Орловской области в подведомственных сферах деятельности, в пределах своих полномочий обеспечивает их реализацию;

- выполняет функции государственного заказчика для реализации полномочий в подведомственных сферах государственного управления;

- осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов Орловской области.Как следует из паспорта государственной программы Орловской области «Развитие транспортной системы в Орловской области», утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 15 ноября 2012 г. № 422, ответственным исполнителем данной государственный программы выступает Департамент строительства топливно-энергетического комплекса, жилищно- коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.

Согласно пункту 9 вышеуказанного Положения, Блохин Д.А. руководит деятельностью Департамента, подписывает от имени Департамента служебную документацию.

Пунктом 8 Положения о Департаменте и пунктом 19 Служебного контракта о замещении государственной должности Орловской области от 24 марта 2017 г. № 40 определено, что Блохин Д.А. как руководитель Департамента несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий и обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой проверки, назначенной на основании приказа УФК по Орловской области от 30 марта 2018 г. №164 «О назначении проведения контрольного мероприятия в форме плановой выездной проверки», по вопросу соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, а также на обеспечение дорожной деятельности в рамках подпрограммы «Дорожное хозяйство» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №319, проведенной в Департаменте строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, были выявлены нарушения допущенные должностным лицом Блохиным Д.А законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения.

Так, проверкой установлены нарушения Блохиным Д.А., являющимся руководителем Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, полученных в 2017 г. из федерального бюджета и не обеспечение достижения показателя результативности по состоянию на 31 декабря 2017 г. на общую сумму 287 632 823 руб. 26 коп., а именно: прирост протяженности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации в результате строительства новых автомобильных дорог запланировано 50,03 км, фактически выполнено 24, 574 км; прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного значения на территории субъекта Российской Федерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог запланировано 54,44 км, фактически выполнено 28,99 км.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере УФК по Орловской области Рыбцевым Д.Н. в отношении члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. протокола об административном правонарушении от 6 июля 2018 г. №23-08/05-2018.

Постановлением заместителя руководителя УФК по Орловской области Семченковой Л.В. от 23 июля 2018 г. №23-08/05-2018 Блохин Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья районного суда проанализировал вышеприведенные нормы, пришел к правильному выводу о том, что в действиях члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совершение административного правонарушения должностным лицом подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 июля 2018 г. (л.д. 20-26); соглашением о предоставлении в 2017 г. иных межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета бюджету Орловской области на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия «Содействие развитию автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значения» Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» от 26 апреля 2017 г. № ФДА 48/11-С с приложениями (л.д. 30-41 материала проверки); дополнительным соглашением № 1 от 6 октября 2017 к соглашению от 26 апреля 2017 г. № № ФДА 48/11-С (л.д. 42-48 материала проверки); отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (л.д. 49-60 материала проверки); справками по консолидируемым расчетам (л.д. 61-72 материала проверки); отчетом об использовании межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (л.д. 73-75 материала проверки); отчетом об использовании межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным Государственным внебюджетным фондом (л.д. 76-80 материала проверки); справкой по консолидируемым расчетам (л.д. 83-84 материала проверки); разрешениями на ввод в эксплуатацию дорожных объектов (л.д. 157-184 материала проверки).

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Должностным лицом, принявшим оспариваемое постановление, и судом первой инстанции были установлены наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее несоблюдение норм законодательства, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, должностное лицо административного органа и судья районного суда, пришли к обоснованному выводу о том, что действия члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие защитника лица, привлеченного к административной ответственности с квалификацией содеянного Блохиным Д.А. и оценкой доказательств не является достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда и не свидетельствует о том, что при разрешении дела допущены существенные нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении Блохина Д.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Блохину Д.А. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Советского районного суда г. Орла от 28 декабря 2018 г. и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Орловской области Семченковой Л.В. от 23 июля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении члена Правительства Орловской области – руководителя Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Блохина Д.А. оставить без изменения, жалобу защитника Гусева В.В. – без удовлетворения.

Судья Орловского

областного суда С.В. Сорокин