ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-9/2022 от 17.02.2022 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

№ 21-9/2022

РЕШЕНИЕ

17 февраля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев жалобу Райдера СВ на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай ФИО1 от 14 апреля 2021 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении должностного лица, заместителя директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО2,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай ФИО1 от 14 апреля 2021 года должностное лицо, заместитель директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2021 года указанное постановление оставлено без изменения.

ФИО2 в жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Алтай просит отменить указанные постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить, указывая на их незаконность и необоснованность. Жалоба мотивирована тем, что договор на поставку электроэнергии заключен не с ФИО3 организацией, а с гарантирующим поставщиком – АО «Алтайэнергосбыт». Договором энергоснабжения предусмотрена обязанность именно гарантирующего поставщика предоставлять потребителю услуги по электроснабжению в необходимых для него объемах и качества. РТРС является потребителем коммунальной услуги электроснабжения, поставляемой гарантирующим поставщиком - АО «Алтайэнергосбыт». РТРС составлен односторонний акт от 03 августа 2020 года об отключении электроэнергии в отсутствие заинтересованных лиц – представителя ФИО3 организации, либо энергоснабжающей организации, без их уведомления, в соответствии с п.3.1.10 Договора энергоснабжения от 01.07.2020 года. Данный Акт является недопустимым доказательством по делу. Акт составлен 03.08.2020 года, то есть спустя 4 дня. Вменяемое правонарушение не является длящимся, соответственно факт его совершения должен был быть зафиксирован в момент его совершения. Акт составлен главным энергетиком РТРС и жителями с. Ороктой, при этом указанные лица не конкретизированы, их персональные данные, позволяющие идентифицировать их, отсутствуют, полномочия представителя РТРС ничем не подтверждены. Акт надлежало составлять в присутствие незаинтересованных лиц. Жители с. Ороктой не являются незаинтересованными лицами. Акт без приложения направлен в адрес ФИО3 организации 07.08.2020 года. Нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности на объективное рассмотрение дела, он не присутствовал при опросе, не мог дать пояснения. Не указано, каким образом ГВГ было сообщено в Сетевую организацию, доказательств не представлено, как и его нахождение на рабочем месте в момент отключения. Также указано, что отсутствовала электроэнергия на входе на станцию, однако по договору электроснабжения сетевая организация передает электроэнергию до точки поставки (границы балансовой принадлежности). РТРС в АО «Алтайэнергосбыт» по вопросу отключения электроэнергии в период с 30 июля 2020 года по 01 августа 2020 года не обращалось. Жалоб от жителей не поступало. Факт аварийного отключения подачи электроэнергии более 24 часов подряд на объекте ЦРТС Ороктой Чемальского района не нашел своего подтверждения. За период с 01 января 2020 года по 26 октября 2020 года вводилось ограничение режима потребления электрической энергии в связи с осуществлением ремонтных работ на 66,1 часов. Представленная ШАС и МКУ «По делам ГОЧС и единой дежурной - диспетчерской службы» МО «Усть-Коксинский район» информация ничем не подтверждена. ФИО3 организацией не был превышен допустимый объем отключений с числом часов более 72 часов и допустимой продолжительности более 24 часов подряд. Таким образом, отсутствует событие административного правонарушения.

В возражениях на жалобу ФИО2, директор филиала РТРС «РТПЦ Республики Алтай» ФИО4 указывает на законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, возражения на неё, заслушав защитника ФИО2 – Борисенко А.М., поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления ФАС по Республике Алтай ФИО5, возражавшего против доводов жалобы, представителя ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ФИО6, возражавшую относительно удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Ответственность за повторное совершение названного правонарушения установлена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Постановление) Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Пунктом 31 (5) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) определено, что в договор энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии включаются условия, соответствующие установленной документами о технологическом присоединении категории надежности энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Пунктом 31 (6) Правил N 861 установлено, что категория надежности обуславливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Как усматривается из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения заявлений ФГУП «РТРС» в лице филиала «РТПЦ Республики Алтай» и ШАС установлено нарушение должностным лицом пункта 31(6) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), что выразилось в допущении отключения электрической энергии, продолжительностью более 24 часов подряд на объекте ЦРТС Ороктой Чемальского района, расположенного по адресу: ул. Центральная 17А с. Ороктой Чемальский район Республика Алтай, принадлежащего ФГУП «РТРС» и превышении допустимого числа часов отключения электрической энергии в отношении конечных потребителей – более 72 часов в год на территории с. Чендек Усть-Коксинского района Республики Алтай. При этом согласования на превышение допустимого количества часов отключения электроэнергии в 2020 году и продолжительностью более 24 часов подряд с Сибирским управлением Ростехнадзора в материалы дела не представлено.

По факту выявленных нарушений Управление составило в отношении должностного лица протокол об административном правонарушении от 19 января 2021 года.

Постановлением антимонопольного органа заместитель директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО2 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судья районного суда согласился с выводом должностного лица контролирующего органа о наличии события административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ (с учетом повторного совершения однородного правонарушения) и доказанности вины ФИО2 в его совершении.

Факт совершения должностным лицом, заместителем директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО2 вмененного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, протоколом об административном правонарушении от 19.01.2020; заявлением представителя ФГУП «РТРС» – «РТПЦ Республики Алтай» от 29.09.2020 ; заявлением ШАС от 12.10.2020, рабочим журналом оперативного дежурного МКУ по делам ГОЧС и ЕДДС МО «Усть-Коксинский район» за 2020 год и другими доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы судьи районного суда сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.

Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций.

Довод о том, что к административной ответственности должно было быть привлечен гарантирующий поставщик – АО «Алтайэнергосбыт», поскольку договор на поставку электроэнергии с потребителями заключен не с ФИО3 организацией, а с гарантирующим поставщиком – АО «Алтайэнергосбыт» нахожу несостоятельным, так как Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» в настоящее время ПАО «Россети-Сибирь» - «Горно-Алтайские электрические сети» является сетевой организацией и является субъектом естественной монополии на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии на территории Республики Алтай в границах балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, к сетям которой подключены потребители. В связи с этим оно как субъект естественной монополии Федеральной антимонопольной службой по Республике Алтай привлечено к ответственности не в порядке гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнения договора по энергоснабжению, а в порядке КоАП РФ за совершение субъектом естественной монополии правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.

Довод о том, что Акт от 03 августа 2020 года об отключении электроэнергии является недопустимым доказательством, так как РТРС составлен односторонний акт об отключении электроэнергии в отсутствие заинтересованных лиц – представителя ФИО3 организации, либо энергоснабжающей организации, без их уведомления, подлежит отклонению, поскольку оснований для признания данного акта недопустимым доказательством не установлено. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 не предусматривают обязательного составления акта при аварийном отключении электроэнергии подаваемой потребителям.

Довод о том, что были нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности на объективное рассмотрение дела, он не присутствовал при опросе, не мог дать пояснения нахожу не состоятельным, поскольку из материалов дела следует, что заместитель директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» ФИО2 принимал участие при рассмотрении дела административным органом и пользовался правами, предусмотренными ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 КоАП РФ в полном объеме, в том числе и на дачу пояснений по делу (л.д. 66, 76 -78).

Довод о том, что ФИО3 организацией не был превышен допустимый объем отключений с числом часов более 72 часов в год на территории с. Чендек Усть-Коксинского района Республики Алтай опровергается информацией представленной муниципальным казенным учреждением по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования "Усть-Коксинский район" Республики Алтай (вх. от 24.11.2020 г.) из которой следует, что отключения электрической энергии на территории с. Чендек Усть-Коксинского района Республики Алтай в 2020 году составили 87 часов 16 минут. Объективными доказательствами данная информация не опровергнута, в связи с чем оснований для признания ее недопустимым доказательством по делу не имеется.

Факт совершения административного правонарушения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» подтвержден также доказательствами, представленными при рассмотрении настоящей жалобы.

КоАП РФ не содержит запрета на право лиц, участвующих в производстве по делу, представлять доказательства на любой стадии судебного разбирательства, в том числе при проверке жалоб вышестоящими судебными инстанциями.

Положения ст. 30.6 КоАП РФ обеспечивают указанное право на представление новых доказательств, устанавливая порядок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, который среди прочего предусматривает проверку на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законности и обоснованности вынесенного постановления, в частности, исследуются иные доказательства, в том числе вновь представленные суду.

Данный порядок предоставляет судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, право проверки дела об административном правонарушении в полном объеме, в том числе в части оценки доказательств, что вытекает из принципа самостоятельности судебной власти.

Так, из письма директора филиала ПАО «МТС» в Республике Алтай от 09.09.2021 года следует, что в период с 31.07.2020 года 3:41:36 по 01.08.2020 года 17:17:09 (время местное) системой мониторинга состояния сети ПАО МТС зафиксирован инцидент с причиной «Пропадание штатного электропитания» по базовой станции, расположенной по адресу: Алтай Республика, Чемальский район, с. Ороктой, Центральная, Башня РТРС, в связи с чем услуги связи в указанный период времени на территории населенного пункта не предоставлялись.

Согласно детализации оказанных услуг сотовой связи абонентского номера: , принадлежащего ГВГ главного энергетика филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (справка ФГУП «РТРС» от 17.02.2022 г.) имеют место быть 01 августа 2020 года в 10:28:29, 11:10:01, 14:45:42, 18:26:06 исходящие звонки с данного номера на номер: 8-388-22-6-21-98, принадлежащий диспетчерской службе центрального управления сетями ПАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС» (информация ПАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС» от 20.12.2019 года).

Из общего журнала работ ФГУП «РТРС» усматривается наличие произведенных записей 31 июля 2020 года в 13 часов 25 минут «Оройктойкая линия под напряжением, РЭС деж. Х» и в 16 часов 44 минуты «На Ороктойском перевале нет э/э по 10-ке».

Из детализации телефонных разговоров номера , абонентом которого является ФГУП «РТРС» по договору от 01.01.2020 года, заключенного с ПАО «Мобильные ТелеСистемы» усматривается наличие исходящих звонков 31.07.2020 года в 13:22:47, 13:51:15 и 01.08.2020 года в 7:55:49 на номер , принадлежащий согласно списку персонала филиала ПАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС» дежурному ПС 110 кВ Шебалинская» ХНА. (информация ПАО «МРСК Сибири» - «ГАЭС» от 20.12.2019 года).

Данные доказательства опровергают позицию защитника привлекаемого к административной ответственности лица об отсутствии доказательств обращения главного энергетика филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» ГВГ в Сетевую организацию об отключении электроэнергии, а также факт аварийного отключения подачи электроэнергии более 24 часов подряд на объекте ЦРТС Ороктой Чемальского района.

Все доводы жалобы, ранее являвшиеся предметом рассмотрения судебных инстанций, сводятся к субъективной оценке правовых норм и переоценке исследованных доказательств, выводы о виновности общества в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволила судебной инстанции прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Поскольку ФИО2 приказом ПАО «РБ» - «ГАЭС» от 17.12.2018 г. о принят на должность заместителя директора филиала ПАО «РБ» - «ГАЭС» по реализации и развитию услуг с 17.12.2018 г., на момент совершения административного правонарушения в его обязанности входило осуществление организации и контроля выполнения требований, в том числе Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861.

Доводы поданной в Верховный Суд Республики Алтай жалобы аналогичны доводам жалобы на постановление должностного лица, рассмотренной судьей Майминского районного суда Республики Алтай. Эти доводы не нашли своего подтверждения с указанием в состоявшемся судебном акте соответствующих мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.

В целом доводы заявителя жалобы выводы судьи районного суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ним, и не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Каких-либо процессуальных нарушений норм административного законодательства, влекущих признание недопустимыми имеющихся в материалах дела доказательств и отмену состоявшихся решений, вопреки доводам жалобы, при производстве по делу не допущено.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностном лицу в пределах санкции ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Таким образом, решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай ФИО1 от 14 апреля 2021 года и решение судьи Майминского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении должностного лица, заместителя директора филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Горно-Алтайские электрические сети» Райдера СВ оставить без изменения, жалобу Райдера СВ - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух