ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210 от 02.08.2023 Яльчикского районного суда (Чувашская Республика)

Дело -К-273/2023 УИД 21RS0-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 августа 2023 года ...

Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Агеева С.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Яльчикского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в ... к администрации Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте водоснабжения

установил:

ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте водоснабжения указывая, что территориальным отделом при проведении мониторинга реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлено, что на сегодняшний день для источника водоснабжения (артезианская скважина, водонапорная башня), расположенного по адресу: Чувашская Республика, ..., д.Полевые Инели в 100 м севернее деревни, не разработан проект зон санитарной охраны водоисточника (ЗСО) и не согласован с учреждением государственной санитарно-эпидемиологической службы. На данный источник водоснабжения отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО. Также не проводится производственный лабораторный контроль по исследованию качества питьевой воды. Ссылаясь на нормы ст.41 Конституции РФ, ст.ст. 18, 19, 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 23, 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.43 Водного кодекса РФ ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в ... просит обязать администрацию Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте водоснабжения, а именно: организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объекте водоснабжения, находящемся на содержании и техническом обслуживании (артезианской скважины, разводящей водопроводной сети), в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ, приложениями - к СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» на объекте водоснабжения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда; не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории муниципального округа; разработать проект зон санитарной охраны в соответствии с п.105 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в установленном порядке на проект зон санитарной охраны расположенном по адресу: Чувашская Республика, ..., д.Полевые Инели, в 100 м севернее деревни, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебное заседание ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в ... явку уполномоченного представителя не обеспечил, будучи надлежаще извещенным, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Ответчик администрация Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, явку представителя в суд также не обеспечил, в представленном отзыве ссылается на отсутствие целевых бюджетных средств, которые будут заложены при уточнении бюджета муниципального образования, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

На основании ст.167 ГПК РФ судья считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела суд приходит к следующему.

Статьей 43 Водного кодекса РФ определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, то есть территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В соответствии с требованиями ст.ст. 18 и 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч.3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу ч.16 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных частями 16.1 и 16.2 настоящей статьи. Согласно п.п. 3, 4, 5 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. ...ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ-Ф3 «О водоснабжении и водоотведении». Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

В соответствии со ст.23 Федерального закона №416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения. Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа. Соответствие качества питьевой воды установленным требованиям при осуществлении холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения обеспечивается лицами, осуществляющими эксплуатацию таких систем.

Согласно ст.25 Федерального закона №416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»). Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГ утверждены санитарные правила и нормы (СанПиН) ДД.ММ.ГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Согласно п.75 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам, установленным главой 3 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

В соответствии с п.77 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ и приложениями - к Санитарным правилам.

Согласно п.105 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах ЗСО должны соблюдаться особые условия использования земельных участков и участков акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. В силу п.п. 1.4, 1.5, 1.6 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Пунктами 1.11, 1.13 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 установлено, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 1.15. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п. 1.17 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02).

В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании п.2 ст.215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 настоящего Кодекса. Согласно п.п. 1, 2, 4 ст.125 настоящего Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Как предусмотрено п.4.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно ст.16 Закона №131-ФЗ, ст.7 Устава Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики, принятого Решением Собрания депутатов Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ, к вопросам местного значения Комсомольского муниципального округа относятся организация в границах Комсомольского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Администрация Комсомольского муниципального округа - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Чувашской Республики (статья 36 Устава). В соответствии со ст.41 Устава в собственности Комсомольского муниципального округа может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных Законом -Ф3 вопросов местного значения.

Как видно из материалов дела, по запросу территориального отдела от ДД.ММ.ГГ исх. администрацией Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики представлена информация (вх. от ДД.ММ.ГГ), согласно которому в собственности Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики имеется источник водоснабжения (водобашня), расположенный по адресу: Чувашская Республика, ..., д.Полеве Инели, в 100м севернее от населенного пункта, который обеспечивает питьевой водой население по д.Полевые ... Чувашской Республики.

Суд считает необходимым отметить, что отсутствие денежных средств в бюджете администрации округа, на что ссылается ответчик, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении срока следует учитывать принцип исполнимости судебного постановления, предполагающего реальную фактическую возможность исполнения решения суда в целях восстановления нарушенного права. Суд считает сроки для устранения нарушений, указанные истцом, достаточными и признает их разумными.

При таких обстоятельствах иск ТО Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в ... в интересах неопределенного круга лиц основан на законе и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Территориального отдела Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в ... к администрации Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики удовлетворить.

Обязать администрацию Комсомольского муниципального округа Чувашской Республики (ИНН 2100002781, ОГРН 1222100009240) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на объекте водоснабжения, расположенном по адресу: Чувашская Республика, ..., д.Полевые Инели, в 100 метрах севернее от населенного пункта:

- организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды на объекте водоснабжения, находящемся на содержании и техническом обслуживании (артезианской скважины, разводящей водопроводной сети), в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, приложениями - к СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» на указанном объекте водоснабжения в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории муниципального округа;

- разработать проект зон санитарной охраны в соответствии с п.105 СанПиН ДД.ММ.ГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в установленном порядке на проект зон санитарной охраны для указанного источника водоснабжения, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий С.В. Агеев

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГ.