Дело №а-1372/2021
УИД 21RS0№-46
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Канашский районный суд ФИО1 Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием представителя административного истца - помощника Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда ФИО1 Республики административное дело по административному исковому заявлению и.о. Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы,
у с т а н о в и л :
И.о. Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики обратился в суд с административным иском к администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики о признании незаконным бездействие администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики, выразившееся в неразмещении на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов, с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, возложении обязанностей по размещению на официальном сайте проектов нормативных правовых актов с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении следующих правовых актов:
- решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2021-2035 годы»;
- постановления «О внесение изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие потенциала муниципального управления»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики» на 2021-2035 годы;
- постановления «О внесении изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие транспортной системы».
Требования мотивированы тем, что Канашской межрайонной прокуратурой проведана проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в части размещения на сайте органа местного самоуправления проектов нормативных правовых актов.
В результате проведенного ДД.ММ.ГГГГ мониторинга соблюдения антикоррупционного законодательства в части размещения на сайте органа местного самоуправления проектов нормативных правовых актов установлено, что администрацией Хучельского сельского поселения на официальном сайте размещает проекты не всех нормативных правовых актов с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы для проведения такой экспертизы. На момент проверки не размещены следующие проекты нормативно-правовых актов:
- решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2021-2035 годы»;
- постановления «О внесение изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие потенциала муниципального управления»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики» на 2021-2035 годы;
- постановления «О внесении изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие транспортной системы».
Бездействие администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики, выраженное в размещении на своем официальном сайте не всех проектов нормативных правовых актов, нарушает права неопределенного круга юридических и физических лиц на проведение независимой антикоррупционной экспертизы и является незаконным, поскольку перечень субъектов, имеющих право на проведение независимой антикоррупционной экспертизы достаточно широк.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора ФИО1 Республики ФИО4 административные исковые требования в части признания незаконными бездействия администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики просил удовлетворить, а в части требований о возложении обязанности размещения на официальном сайте проектов нормативно-правовых актов указал, что на официальном сайте административным ответчиком указанные сведения размещены и данная обязанность административным ответчиком выполнена.
Представитель административного ответчика – администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, отзыв (возражение) на иск не представил.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно частям 3 и 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
В силу подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 3 названного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
В силу требований подпунктов «а, б» пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ) информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет» должна содержать информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
Согласно статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают доступ к информации о своей деятельности.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 8-ФЗ в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупционные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 названного Федерального закона.
Правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики регулируются Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденным Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№, Законом ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О противодействии коррупции».
В соответствии со статьей 15 Закона ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют меры по противодействию коррупции в границах муниципальных образований.
Постановлением администрации Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правых актов Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики и их проектов.
Согласно пункту 3.3 структурные подразделения администрации Хучельского сельского поселения <адрес> в целях обеспечения участия организаций и граждан в проведение антикоррупционной экспертизы проектов актов при их разработке вправе, а случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством ФИО1 Республики, обязаны: размещать информацию о разработке акта в сети Интернет на официальном сайте Хучельского сельского поселения <адрес>; размещать информацию о разработке проекта в сети Интернет на официальном сайте Хучельского сельского поселения <адрес>, рассматривать предложения, поступившие от организаций и граждан, проводить публичные обсуждения проекта акта.
Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы обязательно для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты, в данном случае для администрации Хучельского сельского поселения <адрес>. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.
Судом установлено, что старшим помощником Канашского межрайонного прокурора ФИО5 в ходе проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства выявлено, что администрацией Хучельского сельского поселения на официальном сайте создана вкладка для размещения проектов нормативных правовых актов (л.д.7, 8), однако в полном объеме проекты не размещаются. Так, на сайте не были размещены следующие разработанные проекты нормативно-правовых актов:
- решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2021-2035 годы»;
- постановления «О внесение изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие потенциала муниципального управления»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики» на 2021-2035 годы;
- постановления «О внесении изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие транспортной системы».
Бездействие должностных лиц органа местного самоуправления не соответствует требованиям федерального законодательства, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, влечет неисполнение государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Вместе с тем, судом в судебном заседании установлено, что после обращения Канашского межрайонного прокурора в суд с административным иском администрацией Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики требования прокурора в части возложения обязанности размещения проектов муниципальных нормативных правовых актов на официальном сайте частично исполнены.
Как следует из скриншота сайта, на официальном сайте размещен проект решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования, содержащиеся в административном исковом заявлении прокурора, частично исполнены. Поскольку на момент проверки и на день обращения в суд работа по размещению проектов в полном объеме не была проведена, суд считает необходимым исковые требования административного истца удовлетворить.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Признать незаконным бездействие администрации Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в неразмещении на своем официальном сайте следующих проектов нормативных правовых актов Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы для проведения такой экспертизы:
- решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2021-2035 годы»;
- постановления «О внесение изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие потенциала муниципального управления»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики» на 2021-2035 годы;
- постановления «О внесении изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие транспортной системы».
Обязать администрацию Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики разместить на официальном сайте МО «Хучельское сельское поселение» <адрес> Чувашской Республики проектов нормативных правовых актов с указанием сроков принятия по ним заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в том числе:
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения «Модернизация и развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства» на 2021-2035 годы»;
- постановления «О внесение изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие потенциала муниципального управления»;
- постановления «Об утверждении муниципальной программы Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Хучельского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики» на 2021-2035 годы;
- постановления «О внесении изменений в муниципальную программу Хучельского сельского поселения <адрес> «Развитие транспортной системы».
Требования и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к администрации Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики о возложении обязанности по размещению на официальном сайте МО «Хучельское сельское поселение» <адрес>ФИО1 Республики в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда проекта нормативного правового акта с указанием срока принятия по нему заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы решения Собрания депутатов Хучельского сельского поселения «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Хучельского сельского поселения <адрес>ФИО1 Республики» считать исполненным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ФИО1 Республики через Канашский районный суд ФИО1 Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение15.10.2021