ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210 от 08.08.2022 Батыревского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №2-446/2022

УИД: 21RS0-75

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Чукмаевой Т.Г., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неоформлении гидротехнического сооружения, об обязании устранить нарушения,

установил:

<адрес> Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в неоформлении гидротехнического сооружения, об обязании устранить нарушения, ссылаясь на следующее.

<адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе проверки выявлены нарушения, выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и непринятии его на свой баланс, что создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе жителей <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, а также граждан, временно находящихся на его территории.

Просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и непринятии его на свой баланс. Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить гидротехническое сооружение – плотину на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и принять его на свой баланс.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Чувашской Республики ФИО3 исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном заявлении глава поселения ФИО4 просит рассмотреть дело без их участия.

Заслушав помощника прокурора <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 6 Устава Долгоостровского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики к вопросам местного значения Долгоостровского сельского поселения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

В силу ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон № 117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 5 Приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Приказ) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения администрацией Долгоостровского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе проверки выявлены нарушения.

Согласно справке о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проверкой установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> находится бесхозяйное гидротехническое сооружение – плотина на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты>. Администрацией сельского поселения каких-либо действий по принятию указанного объекта на баланс до настоящего времени не предприняты.

Исходя из изложенного следует, что бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и непринятии его на свой баланс создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе жителей <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, а также граждан, временно находящихся на его территории,

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом, ответчиком в судебное заседание не представлено.

Таким образом, установив, что на территории на территории <данные изъяты> сельского поселения <адрес> находится бесхозяйное гидротехническое сооружение, при этом мер по принятию указанного объекта на баланс до настоящего времени не предприняты, суд приходит к выводу, о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления возложенных на него функций в сфере решения данного вопроса местного значения и принимает решение об удовлетворении исковых требований.

Прокурор в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.

При этом, в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ администрация <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики также освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 4 ст. 103 ГПК РФ, суд приходит выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации ФИО6 сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, выразившееся в не оформлении гидротехнического сооружения – плотины на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и непринятии его на свой баланс.

Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Чувашской Республики в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оформить гидротехническое сооружение – плотину на притоке <адрес> южной части д. <данные изъяты> в собственность и принять его на свой баланс.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Батыревский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.<адрес>

Копия верна:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение17.08.2022