ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210 от 09.11.2021 Шумерлинского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 12-П-23/2021

УИД 21RS0-98

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

9 ноября 2021 года село Порецкое

Судья Шумерлинского районного суда Чувашской Республики Безбородова Н. В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Альянс-Агро» на постановление заместителя руководителя ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Агро» (далее по тексту ООО «Альянс-Агро», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, директор ООО «Альянс-Агро» ФИО3 подал жалобу, в которой просил отменить постановление по делу об административном правонарушении -ЧР/4 от ДД.ММ.ГГГГ, применить положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1, 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) и заменить административный штраф в размере 200000 рублей на административное предупреждение. Жалоба мотивирована тем, что основным видом деятельности Общества является сельскохозяйственная деятельность. В собственности Общества находятся земельные участки категории сельскохозяйственного назначения. В отношении Общества ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес> проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований земельного законодательства на принадлежащем Обществу земельном участке с кадастровым номером площадью 31,4062 га. с разрешенным видом использования «для сельскохозяйственного производства». По результатам проведенной проверки Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей. В процессе проведения внеплановой выездной проверки Общество обращалось с ходатайством об уменьшении размера административных санкций. Общество находится в затруднительном финансовом положении по причине затянувшихся судебных споров с бывшими собственниками Общества, пытавшихся изъять земельные участки из собственности и перевести их в свою индивидуальную собственность. В связи с чем, у Общества не было ни ресурсов для ведения сельскохозяйственной деятельности на земельных участках, ни стимула в их возделывании в интересах сторонних лиц. В связи с введением ограничительных мероприятий, в том числе и ограничений на передвижение, по факту коронавирусной инфекции, практически весь сельскохозяйственный сезон 2020 года Общество было стеснено в ведении предпринимательской деятельности. В настоящее время судебные тяжбы Общества окончены, земельные участки сняты с торгов, что позволило Обществу с наступлением весны 2021 года приступить к активному ведению хозяйственной деятельности на земельных участках. В частности, уже ведутся работы по обустройству пруда, по рекультивации почвы. Однако ввиду значительной площади земельных участков, одномоментное возделывание, облагораживание, рекультивация, освобождение от стихийных зарослей растений и прочее полезное использование всей площади земельных участков является проблематичным в силу необходимости единовременного направления на эти нужды значительных финансовых, трудовых и прочих ресурсов Общества. В настоящее время Общество несет большие финансовые нагрузки в виде оплаты услуг привлекаемых специалистов и подрядчиков, оплаты аренды специальной техники и оборудования, оплаты услуг по составлению проектов рекультивации земель и реализации этих планов, а также иных трат, связанных с использованием земельных участков по назначению. Ввиду отсутствия достаточного объеме собственных накопленных финансовых ресурсов, так как в процессе судебных разбирательств Общество не осуществляло предпринимательскую деятельность, не извлекало прибыли, Общество вынуждено привлекать заемные финансовые ресурсы, неся бремя уплаты процентов за пользование ими. Подлежащий уплате административный штраф является для Общества непосильной тратой. Статьей 2.9 КоАП РФ определено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с пунктом 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Нарушение требований земельного законодательства не относится к видам административных правонарушений, исключающих возможность замены административного штрафа предупреждением. К тому же Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ДД.ММ.ГГГГ. Административное правонарушение Обществом было совершено впервые, ранее оно к административной ответственности не привлекалось, какой-либо вред ни жизни, ни здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, государству, не причинен. Ущерб также отсутствует. Указанные обстоятельства можно отнести к смягчающим. Общество признает вину в нарушении требований земельного законодательства в части допущения разрастания на земельных участках сорной травы и кустарников.

Представитель ООО «Альянс-Агро» ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.

ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес>ФИО5 считал жалобу не подлежащей удовлетворению, так как от допущенных нарушений имеется угроза причинения вреда, а административное наказание назначено ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Юридическое лицо – ООО «Альянс Агро» признано виновным в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, нормами действующего законодательства в сфере земельных отношений, предусмотрено не допущение зарастания сельскохозяйственных земель сорными растениями, деревьями, кустарниками. Установлена обязанность по проведению соответствующих мероприятий собственником сельскохозяйственных земель.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков, обязаны, обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 33-2.3.01-83 «Нормы и правила производства культуртехнических работ» культуртехнические работы – комплекс мелиоративных мероприятий по удалению с поверхности и из обрабатываемого слоя почвы древесной растительности, пней, кочек, мохового очеса, первичной обработке почвы, планировке и выравниванию поверхности. Культуртехнические работы на осушаемых и суходольных землях проводят круглосуточно.

Таким образом, невыполнение собственником земельного участка, в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной на основании рейдового задания от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес>, установлено, что юридическим лицом ООО «Альянс-Агро» не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 31,4062 га.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером общей площадью 31,4062 га с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, расположенный на территории Сиявского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики принадлежит на праве собственности ООО «Альянс-Агро».

В ходе осмотра указанного земельного участка ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в присутствии директора ООО «Альянс-Агро» установлено, что земельный участок не используется по назначению. На земельном участке имеется сухостой сорной растительности с разным видовым составом. Обязательные агротехнические мероприятия по производству сельскохозяйственных культур – дискование, культивация, вспашка, посев сельскохозяйственных культур, фитосанитарные мероприятия и ввод участка в севооборот, с учетом вегетационного периода, не проведены. Также на земельном участке не имеются признаки использования для животноводства, пчеловодства, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Данные обстоятельства зафиксированы актами осмотра, фотоматериалами.

Данные нарушения послужили основанием для составления в отношении ООО «Альянс-Агро» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Имеющиеся в материалах дела доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу, не допущено.

При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Альянс - Агро» должностным лицом учтены факты того, что юридическое лицо административное правонарушение совершило впервые, ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, бездействием собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения не причинен вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также отсутствует имущественный ущерб. В связи с чем было назначено наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

Доводы жалобы о том, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться замечанием, как предусмотрено статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо заменить наказание на предупреждение в соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что Общество находится в трудном финансовом положении из-за судебных тяжб с бывшими собственниками земельного участка, а также ограниченного ведения предпринимательской деятельности из-за пандемии коронавирусной инфекции, судом в данном случае не принимаются. Какого-либо документального подтверждения тяжелого финансового положения ООО «Альянс - Агро» материалы дела не содержат. Административному органу и в суд такие документы заявителем не представлена.

Применение нормы, предусмотренной статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда.

При назначении ООО «Альянс-Агро» административного наказания, требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены. Наказание назначено ниже минимального размера, установленного санкцией соответствующей статьи.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Таким образом, выводы, изложенные должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья –

Р е ш и л:

Постановление заместителя руководителя ФИО1 по Чувашской Республике и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Агро» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200000 рублей - оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Альянс - Агро» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Чувашской Республики через Шумерлинский районный суд Чувашской Республики.

Судья: