Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯКАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Самойлова Н.В. Дело № 7 «А»-210/2012
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2012 г. г. Калининград
Судья Калининградского областного суда
ФИО1
при секретаре Фильчиной В.О.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО «ДСВ Транспорт» на постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 марта 2012 г., которым ООО «ДСВ Транспорт» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ. Ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Заслушав объяснения защитника ООО «ДСВ Транспорт» – Трофимова И.В., поддержавшего жалобу, а также исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 марта 2012 года «ДСВ Транспорт» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выразившегося в том, что 29 января 2012 года в 12 час. 07 мин. водитель перевозчика ООО «ДСВ Транспорт» Т., следуя на грузовом автомобиле марки «С.», регистрационный знак № с полуприцепом марки «К.», регистрационный номер №, через зону таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни уведомил таможенный орган путем подачи товаросопроводительных документов: четыре CMR № от 25 января 2012 года, 26 января 2012 года и 27 января 2012 года; четыре инвойса за № от 25 января 2012 года, № от 26 января 2012 года, № от 26 января 2012 года и № от 25 января 2012 года о прибытии товара - разного наименования и назначения с указанием грузовых мест, в количестве 317, общим весом 12451,36 кг. Грузоотправитель товара - «R.», , грузополучатель - ООО «Б.», ; грузоотправитель товара - «W.», , грузополучатель - ООО «В.», ; грузоотправитель товара -«S.», , грузополучатель - ООО «Д.», ; грузоотправитель товара - «U.», , грузополучатель -ООО «A.», . Водитель ООО «ДСВ Транспорт» Т. пассажирскую таможенную декларацию не заполнял. Согласно акту таможенного досмотра товаров и транспортных средств № от 30 января 2012 года при проведении досмотра товара, находящегося в полуприцепе марки «К.», регистрационный знак №, было установлено, что общий вес заявленного в товаросопроводительных документах товара, составляет 13034,36 кг, что превышает заявленный вес в товаросопроводительных документах на 583,0 кг. Не заявленный вес состоит из следующего товара: тормозные барабаны в количестве 12 шт. и деревянные паллеты в количестве 6 шт. - общим весом 583,0 кг.
В жалобе «ДСВ Транспорт» ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу за отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на то, что проверка правильности, полноты и достоверности товаросопроводительных документов в силу ст. 11 Конвенции о договоре международной перевозки грузов не возложена на грузоперевозчика.
Проверив законность и обоснованность постановления, суд находит его подлежащим оставлению без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность, в частности, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1Ь п. 1 ст. 8 КДПГ, и в любом случае вправе проверить вес брутто или количество груза, выраженного в других единицах измерения при заключении договора перевозки (составлении накладной).
Однако ООО «ДСВ Транспорт» не были выполнены требования ст. 8 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)» (1956 г.), согласно которым при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.
Таким образом, в действиях юридического лица ООО «ДСВ Транспорт» по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию РФ, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В представленных перевозчиком документах недостоверно отражены сведения о весе товара.
Доводы представителя ООО «ДСВ Транспорт» об отсутствии вины в совершении данного административного правонарушения, так как согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять вес товара, правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе, проверены и не нашли подтверждения.
Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.
Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза.
Пунктом 2 ст. 11 КДПГ, на который ссылается защитник ООО «Транспорт» действительно предусмотрено, что проверка правильности и полноты документов не лежит на обязанности перевозчика. Однако в данном случае речь идет о документах, упомянутых в п. 1 ст. 11 КДПГ, согласно которой отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, из чего следует, что накладная, составленная с участием перевозчика должна содержать достоверные сведения о грузе, а отсутствие обязанности по проверке со стороны перевозчика документов и сведений, о чем идет речь в ч. 2 указанной статьи, относится только к приложенным к накладной документам.
Таким образом, ООО «ДСВ Транспорт» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных сопроводительных документах на товар, относительно веса товара, не внесены обоснованные оговорки об этом в товаросопроводительную накладную.
Нельзя согласиться с содержащимися в жалобе утверждениями о том, что совершенное ООО «ДСВ Транспорт» правонарушение является малозначительным.
В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью социальной опасности деяния, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Требования таможенного законодательства являются обязательными для исполнения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо последствий правонарушения, не относящихся к элементам состава правонарушения, а в возможности наступления иных неблагоприятных последствий, а также в не должной мере ответственном отношении профессионального перевозчика к исполнению своих обязанностей в сфере таможенного законодательства.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания совершенного ООО «ДСВ Транспорт» правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л: постановление судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 23 марта 2012 г. оставить без изменения, жалобу ООО «ДСВ Транспорт» – без удовлетворения.
Судья
Калининградского областного суда ФИО1