Дело №
УИД 21RS0№-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
Председательствующий - судья Кириллова С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
старшего помощника прокурора Республики Клычковой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Республики, Управлению городского хозяйства администрации Республики о возложении обязанности произвести ремонт автомобильной дороги,
установил:
Заместитель прокурора Республики Ягудин В.Н. (далее - прокурор/истец), с учетом уточнений в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с иском к администрации Республики, Управлению городского хозяйства администрации Республики, предъявив требование о возложении обязанности выполнить ремонт автомобильной дороги, установив в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 поврежденного дорожного покрытия, проходящей по двору Республики, начиная с поворота от до Республики. Основываясь на нормах Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» ГОСТа 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», прокурор указывает, что в ходе проведенной прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску ДД.ММ.ГГГГ проверки были выявлены на указанном участке автомобильной дороги многочисленные выбоины, превышающие предельно допустимые размеры (длиной более 15 см. и глубиной более 5 см.). В адрес администрации было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений. Однако, работы по устранению выявленных недостатков, указанных в представлении прокурора, выполнены не были.
К участию в процесс в качестве соответчика привлечено ООО «УК ЖКХ», истцу было разъяснено право на предъявление требований к данной организации, такие требования к ООО «УК ЖКХ» не заявлены. К участию в процесс также привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - ОМВД России по городу Новочебоксарску, Финансовый отдел администрации , ООО «УК «УЮТ», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, МБУ «Архитектурно-градостроительное управление », ООО «УК ЖКХ», Управление имущественных и земельных отношений администрации , ООО «Турист», ООО «ГрадоПроект», Министерство финансов Чувашской Республики.
В судебном заседании старший помощник прокурора Клычкова Ю.Ю. требования иска с учетом его последующего уточнения (том 1 л.д.137-141) поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, вновь привела их суду.
От представителя ответчика администрации ФИО1 поступили письменные отзывы, просила отказать в удовлетворении иска, указывая, в числе прочего на то, что спорный участок подлежит ремонту за счет средств собственников многоквартирных домов, поскольку имеет вид разрешенного использования: для содержания многоквартирных жилых домов (том 1 л.д. 203-206, 244).
От ответчика Управления городского хозяйства администрации , в лице начальника Управления ФИО2 поступило письмо, которым она сообщила о том, что в текущем году разработана проектно-сметная документация по благоустройству дворовых территорий в блоке № (, 66, 68, 70, , 34), на которую получено Положительное заключение экспертизы, данные работы будут проведены при наличии необходимого финансирования (том 1 л.д. 87).
Представитель МБУ «Архитектурно-градостроительное управление » ФИО3 представила письменный отзыв, которым сообщила о том, что Учреждение на данном спорном участке строительный контроль не осуществляет, информацией по ремонту дорожного полотна на спорном участке автомобильной дороги, не располагает. Спорный участок , начиная с поворота от до расположен на 2 земельных участках с кадастровыми номерами 21:02:010507:20 (разрешенное использование: для содержания и эксплуатации многоквартирного жилого дома, адрес: ) и 21:02:010507:90 (разрешенное использование: для содержания многоквартирного жилого дома, адрес: ). Дело просила рассмотреть без их участия (том 1 л.д. 142, 157, том 2 л.д. 7).
Представитель ООО «УК ЖКХ» ФИО4 представила письменные пояснения по существу иска, сообщив о том, что участок дороги во дворе МКД № по (по всей длине и ширине) представляет собой территорию общего пользования, которой неограниченно пользуются неограниченное количество лиц, данный участок является сквозным, в связи с чем, по ней имеют возможность передвигаться автомобили не только собственников МКД. Дело просила рассмотреть без их участия (том 1 л.д. 242).
Начальник финансового отдела администрации ФИО5, представитель ООО «УК ЖКХ» ФИО6 в представленных заявлениях просили рассмотреть дело без их участия, пояснений, отзывов по существу иска не представили (том 1 л.д. 35, 129, 130, 154, 241, том 2 л.д. 8).
Исходя из сведений о направлении и вручении сторонам, участникам процесса судебных извещений, размещении информации в свободном доступе в сети «Интернет», суд не усматривает препятствий в рассмотрении дела при данной явке лиц, с согласия прокурора, в заочном порядке.
Изучив материалы дела, представленные стороной истца и добытые в судебном заседании доказательства, оценив их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, заслушав пояснения прокурора, изучив представленные отзывы (возражения), суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что прокуратурой с привлечением сотрудников ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка на предмет выявления наличия недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, по результатам которой составлен акт с приложением фотоматериалов, согласно которого на улично-дорожной сети выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии проезжей части: на покрытии проезжей части возле имеются многочисленные выбоины, превышающие предельно допустимые размеры (длиной более 15 см., глубиной более 5 см.) в нарушении п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 (том 1 л.д. 7-12).
По указанному факту прокуратурой города в адрес главы администрации было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ№/Прдп78-21-20970014 об устранении выявленных нарушений (том 1 л.д. 13-15).
На данное представление прокурору дан ответ заместителем главы администрации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому автомобильные дороги (дворовый проезд), расположенные в кадастровых границах земельного участка МКД, должны обслуживаться собственниками МКД, обязанность по организации дорожной деятельности (установка дорожных знаков, ремонт дороги и пр.) возложена на собственников такого МКД (том 1 л.д. 16-18).
Согласно письма начальника отдела ГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску от ДД.ММ.ГГГГ, недостатки улично-дорожной сети , отраженные в акте выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены (том 1 л.д. 19).
В связи с тем, что работы по устранению выявленных недостатков и нарушений действующего законодательства, указанные в названном представлении прокурора, выполнены не были, прокуратурой был инициирован настоящий иск.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, должностными лицами ОГИБДД ОМВД России по городу Новочебоксарску совместно с прокуратурой города был дополнительно проверен спорный участок дорожной сети, составлены соответствующие справки с приложением соответствующих фотоснимков, в соответствии с которыми недостатки улично-дорожной сети , отраженные в акте выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ, не устранены (том 1 л.д. 47, том 2 л.д. 2).
В обоснование иска прокурором также представлено суду Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в 2021 году субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету на реализацию мероприятий по благоустройству дворовых территорий и тротуаров, согласно п. 1.4 которого, перечень видов проектов благоустройства включает в себя два приоритетных направления: первое - минимальный перечень видов работ по благоустройству, в который входят ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка скамеек, урн; второе - ремонт тротуаров вдоль дворовых проездов, благоустройство тротуаров, соединяющих дворовые территории с объектами социально-культурной сферы (школами, детскими садами, клубами, фельдшерско-акушерскими пунктами) и ремонт парковок. Согласно п. 2.1 Соглашения, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, в 2021 году составляет 75 907 448, 88 рублей (том 1 л.д. 245-249).
Ответчиком Управлением городского хозяйства администрации также представлено Положительное заключение по проверке сметной стоимости № «Благоустройство дворовой территории блока № (, 79, , 58), блока № (, 66, 68, 70, , 34), блока № (, 47), блока № (, 38, ) в городе Новочебоксарске Чувашской Республики», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Автономным учреждением Чувашской Республики «Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (том 1 л.д. 87, 121-127).
Доводы администрации о том, что обязанность по ремонту спорного участка дороги должна быть возложена на собственников МКД, поскольку имеют вид разрешенного использования: для обслуживания МКД, суд находит не состоятельными, при этом исходит из следующего.
В силу пп. 5, 25, 27 п. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа.
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона №257-ФЗ, дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 1.2 ПДД РФ - дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Закона №257-ФЗ, автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы, в том числе элементы обустройства автомобильных дорог).
В зависимости от назначения автомобильных дорог ст. 5 Закона №257-ФЗ установлена их классификация, которая включает в себя: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги также подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 11.4 «Сеть улиц и дорог» СП 42.13330 «СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом №/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1, согласно которой основным назначением улиц и дорог местного значения является транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения, то есть дороги местного значения обеспечивают непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам, подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и улиц, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливает «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ№-ст).
Для целей применения национального стандарта «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» ГОСТ Р 50597-2017 утверждены группы улиц (таблица 4.1.), согласно которым выделяют группу Е «улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки».
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (пункт 1 ст. 18 Закона №257-ФЗ).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 части 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона №257-ФЗ владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уставом Республики, принятым решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №С 5-1, к вопросам местного значения города отнесены, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 8).
Согласно Положения об Управлении городского хозяйства администрации , утвержденного решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №С 23-7, Управление городского хозяйства администрации является функциональным органом администрации и уполномоченным органом, обеспечивающим выполнение организационно-технического и нормативно-правового регулирования отношений в жилищно-коммунальной сфере, распорядителя бюджетных средств, в пределах полномочий, возложенных задач и функций в соответствии с Уставом Республики (п.1.1) Управление является юридическим лицом (п. 1.4).
Так, из материалов дела усматривается, что спорным участком в районе двора Республики, начиная с поворота от до , пользуются не только жильцы для подъезда к своим домам, но и неопределенный круг лиц для проезда и прохода к расположенным на внутриквартальной территории жилым домам, организациям и другим объектам.
Необходимость использования указанных участков для обслуживания иных жилых домов, организаций и иных объектов стороной ответчика не оспорена, равно как и не оспорено стороной ответчика то обстоятельство, что участки дорожного покрытия в спорном районе дорожной сети имеют повреждения, не соответствующие требованиям ГОСТ ГОСТа Р 50597-2017.
Доказательств того, что спорный участок предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства только близрасположенных многоквартирных жилых домов, в деле не имеется.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что спорный участок, в отношении которого заявлены исковые требования, относятся к местам общего пользования, и в частности, представляют собой внутридомовые либо внутриквартальные проезды, предназначенные для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, включая собственников жилых помещений указанных многоквартирных домов, а также транспортных средств специального назначения (например, машин «Скорой помощи», полиции, пожарной службы и прочее) к данным жилым домам, а также для проезда между данными домами, от одного дома к другому, и, следовательно, являются объектами транспортной инфраструктуры, а потому являются объектами дорожного хозяйства, которые должны содержаться администрацией при непосредственном участии Управления городского хозяйства администрации .
Доводы стороны ответчика - администрации города о том, что спорный участок не является участком дороги, а находится в границах земельных участков, предназначенных для обслуживания многоквартирных жилых домов, в связи с чем, ремонт этих участков в соответствии с действующим жилищным законодательством должен осуществляться собственниками жилых помещений многоквартирного дома как законными владельцами земельных участков, суд считает необоснованными, поскольку нормы жилищного права не регулируют отношения в сфере безопасности дорожного движения.
Таким образом, учитывая, что территория, где прокурором заявлено исковое требование, является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, а также принимая во внимание, что законодательством обязанность по содержанию, осуществлению ремонта дорог местного значения в границах муниципального образования - возложена на администрацию муниципального образования , а Управление городского хозяйства администрации является функциональным органом администрации , в том числе в данном направлении деятельности, а также принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела судом установлено и стороной ответчика не оспаривается, что, дорожное покрытие на участке улично-дорожной сети , проходящей по двору , начиная с поворота от до , не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017, а именно имеются повреждения, зафиксированные в акте от ДД.ММ.ГГГГ, то суд соглашается с требованиями иска прокуратуры о необходимости возложения на ответчиков обязанности устранить указанные нарушения.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокуратуры .
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Таким образом, реализуя названные требования части 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность исполнить постановленное судебное решение в установленный законом срок.
При этом, данный срок судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их устранения, должен быть разумным и обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
При определении срока для исполнения настоящего решения суд учитывает такие обстоятельства, как характер обязательств, комплекс мероприятий, направленных на выполнение работ, в том числе, заключение контрактов на непосредственное выполнение работ, погодно-климатические условия.
С учетом изложенного, суд полагает, что для исполнения ответчиками настоящего решения суда следует установить срок в 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 233-236 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить на администрацию и Управление городского хозяйства администрации Республики обязанность в течении 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить ремонт автомобильной дороги, установив в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 поврежденного дорожного покрытия, проходящей по двору Республики, начиная с поворота от до Республики.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Кириллова С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение29.08.2022