ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210019-01-2021-000714-94 от 29.10.2021 Ядринского районного суда (Чувашская Республика)

Дело (УИД) № 21RS0019-01-2021-000714-94

Производство № 2а-505/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 октября 2021 г. г. Ядрин

Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии

в составе:

председательствующего судьи Сокрашкиной А.Г.,

при секретаре Черновой С.Ю.,

с участием:

помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Петуховой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта, и обязании провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ядринского района Чувашской Республики обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, которым просит:

- признать незаконным бездействие администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта – постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы»;

- обязать администрацию Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта – постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы».

Административное исковое заявление мотивировано тем, что при проведении прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов был выявлен факт бездействия со стороны администрации сельского поселения, а именно, не была проведена антикоррупционная экспертиза муниципального нормативно-правового акта – постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 г. №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы». Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов. Вышеуказанное бездействие администрации муниципального образования – Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие данного постановления. Нарушение прав неопределенного круга лиц заключается в возможности содержания в постановлении администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 г. №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы» положений, создающих условия для проявления коррупции.

Помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики Петухова А.Ю. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление прокурора Ядринского района Чувашской Республики по изложенным в нём основаниям и просила удовлетворить требования прокурора.

Представитель административного ответчика – администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики на судебное заседание не явился, представил суду письменное заявление, в котором просил рассмотреть настоящее административное дело без участия представителя администрации сельского поселения в суде, разрешение вопроса об удовлетворении административного иска оставил на усмотрение суда.

Выслушав помощника прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Административное исковое заявление прокурором Ядринского района Чувашской Республики подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 1 ст. 39 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно ч.ч. 3 и 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено, что профилактика коррупции осуществляется путем применения таких мер как: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Согласно пунктам 1-4 части 1 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В силу п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются, в том числе, в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Также пунктом 1.2. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики и их проектов, утвержденного постановлением администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики №9 от 26 марта 2020 г., установлено, что антикоррупционной экспертизе подлежат постановления и распоряжения главы Стрелецкого сельского поселения, решения Собрания депутатов Стрелецкого сельского поселения и их проекты.

При этом пунктом 2.3 указанного Порядком определено, что антикоррупционная экспертиза действующих актов проводится Комиссией по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики и их проектов в срок до 15 рабочих дней.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.

Как следует из представленных документов, постановлением администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 г. №14 была утверждена муниципальная программа «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы».

29.09.2021 г. старшим помощником прокурора Ядринского района Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства администрацией Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов. В ходе проверки был выявлен факт бездействия со стороны администрации поселения, которое выразилось в том, что не была проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 г. №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы».

Судом установлено, что до настоящего времени антикоррупционная экспертиза вышеуказанного постановления проведена не была.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в силу прямого указания закона на административного ответчика возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов, суд приходит к выводу, что бездействие административного ответчика, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 г. №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы», нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, в связи с чем административные исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта – постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы».

Обязать администрацию Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда провести антикоррупционную экспертизу нормативного правового акта – постановления администрации Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики от 14.04.2021 №14 «Об утверждении муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территории Стрелецкого сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики» на 2021-2035 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2021 г.

Председательствующий: А.Г. Сокрашкина