ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210024-01-2020-002243-76 от 20.08.2020 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД №21RS0024-01-2020-002243-76

№2а-1895/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 августа 2020 года г.Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре Петровой Н.Н., с участием административного ответчика Лукина С.А., его представителя Лукиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Чувашской Республике к Лукину Сергею Анатольевичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Чувашской Республике обратилась в суд с административным иском к Лукину С.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 68 516 руб., пени в размере 321,46 руб., указывая, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, однако предусмотренную законом обязанность по уплате налога за 2018 год не исполнил, в связи с чем за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года ему начислены пени. Требование административного истца об уплате налога, пени по состоянию на 25 декабря 2019 года было оставлено без исполнения. 23 апреля 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу, который 12 мая 2020 года отменен в связи с поступившими от Лукина С.А. возражениями.

Представитель административного истца Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №8 по Чувашской Республике в судебном заседании не участвовала, представила возражения на отзыв административного ответчика, из которых следует, что согласно сведениям, представленным БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» на основании заявления Лукина С.А. принято решение о перерасчете кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих Лукину С.А. Дата начала периода оспариваемой Лукиным С.А. кадастровой стоимости объектов недвижимости – 01 января 2019 года, кадастровая стоимость, определенная решениями о перерасчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости от 26 августа 2019 года, подлежит применению при расчете налога на имущество физических лиц с начала вышеуказанного периода.

Административный ответчик Лукин С.А., его представитель Лукина Т.А. в судебном заседании административные исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Так, при определении кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости были допущены технические ошибки, которые привели к завышению кадастровой стоимости в 462 раза. Лукин С.А. обратился в инспекцию с заявлением о перерасчете, в чем ему было отказано. Считает, что в настоящем деле необходимо руководствоваться предыдущей редакцией п.2 ст.403 НК РФ, согласно которой изменение кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления ошибок, допущенных при определении его кадастровой стоимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость. Требование налогового органа об уплате налога на имущество, рассчитанное из ошибочно кадастровой стоимости, не обосновано, в связи с чем просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заслушав административного ответчика, его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность граждан - налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст.409 НК РФ налогоплательщик обязан ежегодно уплачивать налог в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п. 6 ст. 58 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что Лукин С.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с наличием в его собственности объектов налогообложения, с кадастровыми номерами .

Согласно налоговому уведомлению от 06 июля 2019 года Лукину С.А. за 2018 год начислен налог на имущество физических лиц в размере 68 516 руб. Срок уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.

В связи с неуплатой налога в установленный срок Лукину С.А. начислены пени за период с 03 декабря 2019 года по 24 декабря 2019 года в размере 321,46 руб. и направлено требование об уплате налога от 25 декабря 2019 года (со сроком уплаты до 28 января 2020 года).

Поскольку указанное требование оставлено без исполнения, 23 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка №7 Калининского района г. Чебоксары вынесен судебный приказ, который 12 мая 2020 года отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения, после чего 08 июня 2020 года МИФНС России №8 по Чувашской Республике обратилась в суд с настоящим административным иском. Установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд налоговым органом соблюден.

Административным ответчиком какие-либо доказательства уплаты налога на имущество физических лиц в полном объеме за спорный период, либо необоснованного возложения на ответчика обязанности по уплате налогов, не представлены.

Между тем, возражая против удовлетворения административного иска, Лукин С.А. указывает, что при определении кадастровой оценки принадлежащих ему объектов недвижимости были допущены технические ошибки, которые привели к завышению кадастровой стоимости, в связи с чем налог должен быть исчислен за предыдущие налоговые периоды с учетом внесенных исправлений.

Так, 27 июня 2019 года Лукин С.А. обратился в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республике об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенной при определении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости с кадастровыми номерами

Решениями Учреждения от 26 августа 2019 года внесены исправления и осуществлен перерасчет кадастровой стоимости названных объектов недвижимости.

Основываясь на сведениях об уменьшении кадастровой стоимости объектов недвижимости, Лукин С.А. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете начисленного налога на имущество физических лиц, в чем ему было отказано.

30 апреля 2020 года Лукин С.А. обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике с аналогичным заявлением, в удовлетворении которого ему также отказано, поскольку дата начала применения оспариваемой кадастровой стоимости по указанным им объектам – 01 января 2019 года. Данная кадастровая стоимость не применялась при расчете налога на имущество физических лиц за период 2016-2018 гг., в связи с чем основания для перерасчета за указанный период отсутствуют.

В соответствии со статьей 403 Налогового кодекса Российской Федерации (Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения) (введена Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. (в ред. Федеральных законов от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 15.04.2019 N 63-ФЗ) (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 2 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)

Пункт 2 ст. 403 (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

Из представленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №8 по Чувашской Республике документов следует, что имеющиеся в налоговом органе сведения о кадастровой стоимости объектов налогообложения соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН на данные объекты. Последующее же изменение кадастровой стоимости в сторону уменьшения (о чем также имеются сведения в Инспекции) само по себе в силу абз. 2 п. 2 ст. 403 НК РФ не влечет необходимости перерасчета налога, при том, что доказательств недостоверности содержащихся в ЕГРН сведений административным ответчиком не представлено, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда о пересмотре кадастровой стоимости отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд признает заявленные требования о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 68 516 руб., пени в размере 321,46 руб., обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом вышеизложенных норм закона и положений ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей в доход соответствующего бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с Лукина Сергея Анатольевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Чувашской Республике задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 68 516 (шестьдесят восемь тысяч пятьсот шестнадцать) руб., пени в размере 321 (триста двадцать один) руб. 46 коп.

Перечислить данные суммы на расчетный счет №40101810900000010005 Отделения НБ Чувашской Республики Банка России, код бюджетной классификации налога на имущество физических лиц: 18210601020041000110, пени по налогу на имущество физических лиц: 18210601020042100110; наименование получателя платежа: УФК по Чувашской Республике, ИНН 2125004420, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Чувашской Республике; БИК: 049706001.

Взыскать с Лукина Сергея Анатольевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.Н. Николаев

Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 года