ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 210024-01-2022-002007-40 от 06.07.2022 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД №21RS0024-01-2022-002007-40

№2-1847/2022

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года г. Чебоксары

Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Филипповой К.В., при секретаре судебного заседания Кудряшовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии к ФИО1 о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее как истец) обратилось в суд с иском к ФИО1 (далее как ответчик) о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии

Исковые требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ ответчику в беззаявительном порядке был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии на сумму 639 431,83 руб. в связи с рождением второго ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В целях проверки достоверности сведений, имевшихся при вынесении решения о выдаче сертификата, истцом был направлен запрос в администрацию Калининского района г.Чебоксары о предоставлении в отношении ответчика информации о лишении (ограничении) родительских прав, об отмене усыновления, об отобрании ребенка ФИО1. Согласно ответу администрации Калининского района г. Чебоксары ответчик в октябре 2021 г. написала заявление о согласии на удочерение новорожденной дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Таким образом, ответчик при отсутствии второго ребенка имеет действующий сертификат на материнский (семейный) капитал, ввиду чего истец обратился в суд с иском о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки

В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел охраны детства администрации Калининского района г.Чебоксары, о времени и месте разбирательства дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без их участия, считали иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании решения истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчику выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-Э-015-2021 о праве на получение материнского (семейного) капитала в размере 639 431,83 руб. в связи с рождением второго ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В рамках проведенной проверки и истребовании дополнительных сведений в соответствующих органах, отделом охраны детства администрации Калининского района г. Чебоксары представлены сведения о том, что ответчик в октябре 2021 г. написала заявление о согласии на удочерение новорожденной дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, малолетняя ФИО1 была передана на воспитание в семью посторонних граждан (удочерена).

Истец, указывая, что ответчик не является лицом, имеющим право на получение дополнительной меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка, обратился в суд с настоящим иском.

Меры дополнительной государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее как Федеральный закон о дополнительных мерах государственной поддержки).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с указанным федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, дети, оставленные данными лицами в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дети, в отношении которых имеется письменное согласие матери на их усыновление (за исключением согласия на их усыновление отчимом), а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона о дополнительных мерах государственной поддержки лица, указанные в частях 1,3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее - сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи (ч. 1.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ).

При рассмотрении заявления о выдаче сертификата территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах, включая сведения о фактах лишения родительских прав, оставления ребенка (детей) в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери (отца) на усыновление ребенка (за исключением согласия на его усыновление отчимом (мачехой), об отмене усыновления, о совершении в отношении ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также иные сведения, необходимые для формирования и ведения регистра, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты поступления таких запросов (часть 4 статьи 5 Закона N 256-ФЗ).

Учитывая вышеприведенные нормы закона, а также и то, что ответчик письменно выразила согласие на усыновление ребенка - ФИО1, суд приходит к выводу, что ответчик не является лицом, имеющим право на получение дополнительной меры государственной поддержки в связи с рождением второго ребенка, право на получение средств материнского (семейного) капитала у ответчика отсутствует.

Таким образом, требование истца о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серии , выданный на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , недействительным подлежат удовлетворению как основанные на законе и обоснованные материалами дела.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197– 199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии , выданный на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , недействительным.

Взыскать с ФИО1 (паспорт ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца по истечении
срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья К.В.Филиппова

Мотивированное решение суда составлено 13 июля 2022 года.

Решение28.07.2022