Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Дело № 214/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2012 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Серебренниковой О.Н.,
при секретаре Лысове И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телегина Л.В. к Управлению социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области»,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Телегина Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга о признании за нею права на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», обязании включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».
В обоснование исковых требований истец указывает, что она обратилась в Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Екатеринбурга Свердловской области с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Свердловской области», с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 № 11-ПП. ДД.ММ.ГГГГ решением Управления социальной защиты населения Ленинского района г.Екатеринбурга Свердловской области 0000-з в присвоении звания истцу было отказано в связи с отсутствием трудового стажа не менее 35 лет. Истец считает, что данное решение является незаконным и нарушает ее права. В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 23.12.2010 № 104-03 «О ветеранах труда Свердловской области» звание «Ветеран труда Свердловской области присваивается при соблюдении условий, которые истцом выполнены в полном объеме, а именно: она проживает на территории Свердловской области, награждена Почетной грамотой Правительства Свердловской области, имеет трудовой стаж не менее 35 лет, в том числе: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Магазин «Янтарь» Свердловской межобластной конторы «Ювелирторг» (стаж 3 года 17 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свердловская областная парфюмерная база «Росгалантерея» (реорганизовано в ТОО «Парфюм», впоследствии реорганизовано в порядке преобразования в ЗАО «Парфюм») (стаж 31 год 1 месяц 22 дня); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период, засчитываемый в страховой стаж в связи с регистрацией в качестве безработного и получением пособия по безработице (согласно справки фонда занятости населения по Ленинскому району г.Екатеринбурга Свердловской области) (стаж 1 год 5 месяц). С учетом изложенного истец полагает, что у нее имеется стаж 35 лет 7 месяцев 21 день. В обоснование иска истец ссылается на ст. 314 Трудового Кодекса РФ о том, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. Согласно ст. 20 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в трудовой стаж включаются периоды работы, засчитываемые в страховой стаж. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» страховой стаж – это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы стаж. Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»: «страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ. а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж» (ст.2 Закона «О трудовых пенсиях»), период получения пособия по безработице приравнивается к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж. Истец указывает, что согласно ст. 5 Трудового Кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому Кодексу и иным федеральным законам. В связи с отсутствием в Законе Свердловской области от 23.12.2010 № 104-03 «О ветеранах труда Свердловской области» норм о том, какие виды деятельности наравне с трудовой засчитываются в трудовой стаж, истец считает, что должны использоваться нормы Трудового законодательства, в частности, нормы ст. 314 Трудового Кодекса РФ и ст. 20 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Постановлением Правительства Свердловской области № 11-ПП от 12.01.2011 утвержден Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области». Согласно данному перечню ими являются: трудовая книжка или справка, выданная работодателем, подтверждающая наличие трудового стажа. В связи с регистрацией в качестве безработного в Фонде занятости населения по Ленинскому району г. Екатеринбурга и получением пособия по безработице, истцом предоставлена справка из Фонда занятости Ленинского района г. Екатеринбурга, подтверждающая наличие трудового стажа. Таким образом, истец полагает, что ее трудовой стаж составил 35 лет 7 месяцев 21 день и за ней должно быть признано право на присвоение звания «Ветерана труда», с обязанием ответчика включить ее в список лиц, претендующих на присвоение такого звания.
В судебном заседании истец исковые требования, с учетом принятых судом уточнений, поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Пичугина Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по доводам представленного суду отзыва.
Представитель третьего лица Ганбарова Г.А., действующая на основании доверенности, исковые требования считала необоснованными, поскольку указанное истцом звание было учреждено на уровне субъекта РФ для лиц, имеющих высокие достижения именно в труде, в связи с чем, законодатель установил специальные требования, условия и порядок, при соблюдении которых данное звание может быть присвоено, в частности требования о наличии у лица трудового стажа не менее 35 лет.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 Закона Свердловской области от 23.12.2010 N 104-ОЗ (ред. от 09.11.2011) «О ветеранах труда Свердловской области» им учреждается звание «Ветеран труда Свердловской области», определяются условия и порядок присвоения этого звания, устанавливается описание удостоверения к званию «Ветеран труда Свердловской области», определяется порядок выдачи такого удостоверения, а также устанавливаются меры социальной поддержки лиц, которым присвоено это звание.
Статья 2 данного Закона определяет условия присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области». Так, звание «Ветеран труда Свердловской области» присваивается гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при соблюдении следующих условий:
1) лицо проживает на территории Свердловской области;
2) лицу присвоено почетное звание Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области" или лицо награждено одной из следующих наград:
знак отличия Свердловской области "За заслуги перед Свердловской областью" I, II или III степени;
знак отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I, II или III степени;
Почетная грамота Законодательного Собрания Свердловской области; Почетная грамота Губернатора Свердловской области; Почетная грамота Правительства Свердловской области; Почетная грамота или грамота Главы администрации Свердловской области; Почетная грамота или грамота Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза; Почетная грамота или грамота Свердловского областного Совета народных депутатов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза и Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области и Областного Совета Профсоюзов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области, Областного Совета Профсоюзов и Областного комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи;
3) лицо имеет следующий трудовой стаж:
не менее 40 лет для мужчин, за исключением случаев, указанных в абзацах четвертом и шестом настоящего подпункта;
не менее 35 лет для женщин, за исключением случаев, указанных в абзацах пятом - восьмом настоящего подпункта;
не менее 35 лет для мужчин, которым трудовая пенсия по старости в соответствии с федеральным законом назначена ранее достижения возраста 60 лет;
не менее 30 лет для женщин, которым трудовая пенсия по старости в соответствии с федеральным законом назначена ранее достижения возраста 55 лет;
не менее 20 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" III степени, и для инвалидов I и II групп;
не менее 15 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" II степени;
не менее 10 лет для женщин, награжденных знаком отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I степени.
Согласно ст. 3 настоящего Закона, звание «Ветеран труда Свердловской области» присваивается указом Губернатора Свердловской области. Лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», подает в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по своему месту жительства заявление о присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области». Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. К заявлению о присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области» прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области». Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», устанавливается Правительством Свердловской области.
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения отказывает в принятии заявления о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области" в случаях:
1) если заявление подано лицом, не имеющим на это полномочий;
2) если к заявлению не приложены документы, подтверждающие соблюдение условий присвоения звания "Ветеран труда Свердловской области".
Территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения рассматривает заявление о присвоении звания "Ветеран труда Свердловской области" в течение десяти календарных дней со дня его принятия и принимает мотивированное решение о включении лица в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Свердловской области", либо об отказе во включении в этот список.
Основанием для отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», является несоблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области».
В случае принятия решения об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в течение пяти календарных дней со дня принятия этого решения направляет заявителю письменное уведомление с указанием причины отказа.
Территориальные исполнительные органы государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения ежемесячно в срок до первого числа представляют в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области».
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на основании поступивших списков лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», в течение двадцати календарных дней со дня поступления этих списков осуществляет подготовку проекта указа Губернатора Свердловской области о присвоении звания «Ветеран труда Свердловской области» и представляет его Губернатору Свердловской области.
В соответствии со статьей 3 Закона Свердловской области от 23 декабря 2010 года № 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области» ("Областная газета", 2010, 25 декабря, N 469-470) Правительство Свердловской области постановило утвердить Перечень документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области». Согласно указанному перечню, документами, подтверждающими соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», являются:
1) паспорт гражданина Российской Федерации либо временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, срок действия которого не истек. Иностранные граждане и лица без гражданства в качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляют разрешение на временное проживание либо вид на жительство;
2) удостоверение установленного образца к почетному званию Свердловской области "Почетный гражданин Свердловской области"; удостоверение к знаку отличия Свердловской области "За заслуги перед Свердловской областью" I, II или III степени; удостоверение к знаку отличия Свердловской области "Материнская доблесть" I, II или III степени; почетная грамота Законодательного Собрания Свердловской области; Почетная грамота Губернатора Свердловской области; Почетная грамота Правительства Свердловской области; Почетная грамота или грамота Главы администрации Свердловской области; Почетная грамота или грамота Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота областного исполнительного органа государственной власти Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза; Почетная грамота или грамота Свердловского областного Совета народных депутатов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза и Областного исполнительного комитета Свердловской области; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области и Областного Совета Профсоюзов; Почетная грамота или грамота Свердловского областного комитета Коммунистической партии Советского Союза, Областного исполнительного комитета Свердловской области, Областного Совета Профсоюзов и Областного комитета Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.
3) трудовая книжка или справка, выданная работодателем, подтверждающая наличие трудового стажа, или справка военного комиссариата, воинской части, содержащая сведения о периоде прохождения военной службы, или справка архивного учреждения.
Указанный перечень закрытый.
Судом установлено, что Телегина Л.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда Свердловской области». К заявлению приложила следующие документы: почетная грамота Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области; копию трудовой книжки, согласно которой общий трудовой стаж Телегина Л.В. составлял 34 года 2 месяца 9 дней; справку Екатеринбургского центра занятости населения по Ленинскому району о периодах получения пособия по безработице.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ УСЗН Телегина Л.В. было отказано во включении ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», в связи с несоблюдением условия, указанного в ст. 2 Закона Свердловской области «О ветеранах труда Свердловской области» о наличии трудового стажа не менее 35 лет для женщин.
Суд принимает доводы ответчика, и считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с Законом № 104-03 звание «Ветеран труда Свердловской области» основанием для отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», является несоблюдение условий присвоения указанного звания. Суд полагает, что истцом такие условия соблюдены не были, и указанное ею в иске законодательство применено к спорным правоотношениям не может быть, поскольку как следует из вышеизложенных положений Закона, он был принят на уровне Свердловской области, им учреждено звание «Ветеран труда Свердловской области», которое присваивается только на территории нашего субъекта Федерации. Поэтому позиция истца о том, что к спору может быть принято иное законодательство по аналогии, основана на ошибочном толковании действующего законодательства.
Учитывая специфику указанного Закона Свердловской области от 23.12.2010 N 104-ОЗ «О ветеранах труда Свердловской области», отмеченную выше, а также то, что в силу ст. 8 Закона финансирование затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета, правомерно то обстоятельство, что именно на уровне субъекта определяются условия и порядок присвоения этого звания, устанавливается описание удостоверения к званию «Ветеран труда Свердловской области», определяется порядок выдачи такого удостоверения, а также устанавливаются меры социальной поддержки лиц, которым присвоено это звание.
В пенсионном законодательстве при определении права на пенсию и ее
размера действительно применяются такие понятия как «страховой стаж» и «общий трудовой
стаж». К каждому виду стажа законодатель определяет виды
деятельности, учитываемые в стаж наравне с фактически осуществляемой работой. В страховой стаж для определения права на пенсию, согласно статье 11 Федерального закона от
17.12.2001 №173-Ф3 (в редакции от 01.07.2011) «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» включается период получения пособия по безработице.
Суд соглашается с позицией ответчика, и считает, что ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также ст.314 ТК РФ, на которые ссылается истец, не могут являться основанием для исчисления собственно трудового стажа при определении права гражданина на включение в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», так как этими Федеральными законами регулируются вопросы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, тогда как из смысла ст.ст.6 и 7 указанного Закона следует, что присвоение данного звания не состоит во взаимосвязи с достижением возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.
В соответствии с п.3 Перечня документов, подтверждающих соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011г. № 11-ПП, документом, подтверждающим наличие трудового стажа, является трудовая книжка или справка, выданная работодателем, иного не предусмотрено, перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, справка Екатеринбургского центра занятости населения, содержащая сведения о периоде получения пособия по безработице, не может являться документом, подтверждающим соблюдение условий присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области».
Суд считает, что в соответствии с записями в трудовой книжке Телегина Л.В., ее общий трудовой стаж составляет 34 года 2 месяца 9 дней. Как следует из пояснений истца, пенсия ей была назначена на общих основаниях по достижению возраста 55 лет. Таким образом, стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Свердловской области», согласно Закону № 104-03, у Телегина Л.В. должен быть не менее 35 лет. Указанное условие заявителем не соблюдено, в связи с чем, при существующих обстоятельствах законных оснований для признания за истцом права на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», и возложении на ответчика обязанности включить ее в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», не имеется.
При этом суд отмечает, что указанный Закон принят в рамках полномочий субъекта РФ – Свердловской области, поэтому очевидно, что условия и порядок присвоения такого звания это прерогатива субъекта. Суд соглашается с представителем третьего лица в том, что принятие данного Закона имеет целью присвоить лицам, проживающим на территории Свердловской области и не имеющих высоких наград, звание «Ветеран Свердловской области» за их достижения именно в труде, поэтому включение в период трудового стажа иного стажа, в том числе, периода нахождения истца на учете в органах занятости населения с получением соответствующего пособия, противоречит целям принятия данного Закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Телегина Л.В. к Управлению социальной защиты населения Свердловской области по Ленинскому району города Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», обязании включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда Свердловской области», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Мотивированное решение составлено 20.02.2012г.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья О.Н. Серебренникова