ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 22-30-05 от 19.01.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Дело а-1/2018

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,

факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.

http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2018 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

при секретаре Морозовой М.Н.,

с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Регион» С.С.А. действующего на основании доверенности от <дата> года, представителя административного ответчика министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области К.И.А. действующей на основании доверенности <дата> года № представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ш.О.Г.., действующей на основании доверенности от <дата> года № <дата>, выданной в порядке передоверия на основании первоначальной доверенности от <дата> года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регион» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, министерству инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, заинтересованное лицо: администрация муниципального образования «Город Саратов» об установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее по тексту - ООО «Регион») обратилось в суд с административным исковым заявлением к министерству инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области), в котором просило установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата> года.

В обоснование заявленных требований ООО «Регион» указало, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 декабря 2012 года № 990-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области» кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, была определена по состоянию на <дата> года в размере <данные изъяты> руб. Вместе с тем рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на <дата> года, установленная отчетом № от <дата> года, подготовленным оценщиком <данные изъяты>, составляет <данные изъяты> руб.

Распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р указанное задание включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество организаций, поскольку кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом <данные изъяты>

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 октября 2012 года № П/451 в Саратовской области при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее – Управление Росреестра по Саратовской области), от <данные изъяты> отклонено заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого оспаривается результат определения кадастровой стоимости.

Для разрешения возникшего спора и с целью определения рыночной стоимости нежилого здания Саратовским областным судом была назначена судебная экспертиза, по результатам проведения которой ООО «Регион» уточнило исковые требования и просило установить кадастровую стоимость нежилого здания общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата> года.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области, в качестве заинтересованного лица - администрация муниципального образования «Город Саратов».

В отзыве на административное исковое заявление Управление Росреестра по Саратовской области право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной не оспаривает ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе, по размеру рыночной стоимости), просит рассмотреть административное дело в соответствии с законом.

В судебном заседании представитель административного истца С.С.А. просил удовлетворить заявленные административные исковые требования с учетом поданных уточнений, представитель министерства инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области К.И.А. и представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Ш.О.Г. не возражали против удовлетворения административного искового заявления.

Представители административного ответчика Управления Росреестра по Саратовской области и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований пересмотра результата определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Согласно частям 1, 2 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Нежилое здание общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ООО «Регион» (т. 1 л.д. 15).

Результаты проведения государственной оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 02 июня 2012 года утверждены распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28 августа 2012 года № 990-р «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Саратовской области».

Из представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по Саратовской области копии реестрового дела № , кадастровой справки кадастровая стоимость нежилого здания определена на основании акта от <дата> года в связи с изменением учетных характеристик в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (т. 2 л.д. 227).

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Саратовской области заявление ООО «Регион» об установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной <данные изъяты> рублей отклонено в связи с несоответствием отчета требованиям федеральных стандартов оценки (т. 1 л.д. 145-147).

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Оспаривая кадастровую стоимость, ООО «Регион» представило в суд отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания от <данные изъяты>, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью <данные изъяты> в котором рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на <дата> года определена в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает его на своем официальном сайте или на сайте субъекта.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, что закреплено в статье 14 и пункте 2 статьи 372 Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.

На территории Саратовской области указанный налог введен Законом Саратовской области «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» от 24 ноября 2003 года № 73-ЗСО (в редакции Закона от 25 ноября 2015 года № 149-ЗСО).

В соответствии со статьей 1.1 указанного Закона налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв.м и помещений в них, включенных в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Спорный объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный распоряжением комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от 30 ноября 2016 года № 1132-р (пункт 288 Перечня).

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, в качестве объектов-аналогов оценщиком используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Поскольку представленный отчет оспаривался на предмет соответствия положениям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандарта оценки, а также в связи с тем, что административным истцом в материалы дела было представлено два отчета, выполненных одной оценочной организацией в отношении одного объекта недвижимости на аналогичную дату, но с разными результатами определения рыночной стоимости, по ходатайству стороны административного истца судом назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта от <дата> года, выполненному <данные изъяты>, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты>, по состоянию на <дата> года составляет <данные изъяты> рублей (т. 3 л.д. 120-207).

Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость нежилых помещений по состоянию на <данные изъяты> года.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено.

В силу статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах требования ООО «Регион» подлежат удовлетворению, сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Регион» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, министерству инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области об установлении в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на <дата> года.

Датой подачи заявления считать <дата> года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья: Е.М. Бугаева