Дело № 3а-54/2015
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,
факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.
http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2015 года г. Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,
при секретаре Владимировой Е.М.,
с участием административного истца Рыбалкина А.Ю., его представителя адвоката по ордеру № 145 от 10 ноября 2015 года Аршиновой Ю.А., представителя федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» - Шатуновой О.Г., представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области Колониной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рыбалкина А.Ю. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального образования, комитет по управлению имуществом Энгельсского муниципального образования, об устранении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, понуждении произвести перерасчет земельного налога,
установил:
Рыбалкин А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области (далее - МРИ ФНС России № 7), в котором с учетом уточнений просил признать наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в период с 2010 по 2013 годы; обязать ФГБУ «ФКП Россреестра» исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка за 2010 - 2013 годы, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель 57,85 руб./кв.м, кадастровую стоимость земельного участка – 40 495 руб.; обязать МРИ ФНС России № 7 произвести перерасчет налога за 2010-2013 годы на принадлежащий истцу земельный участок в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области».
В обоснование требований истец указал, что ему с <дата> 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно налоговому уведомлению в отношении указанного земельного участка исчислен земельный налог за 2010 - 2013 годы исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 3 935 400 руб. Поскольку налоговая база определена налоговой инспекцией без учета положений постановления правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области», истец полагал, что при составлении приложения к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» допущена техническая ошибка, повлекшая указание неправильного размера кадастровой стоимости земельного участка, положенного в основу при исчислении земельного налога в завышенном размере.
В связи с изменением исковых требований при рассмотрении дела в Энгельсском районном суде в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (далее - Управление Росреестра по Саратовской области).
09 апреля 2015 года Энгельсским районным судом Саратовской области принято решение, которым признано наличие кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года, в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на ФГБУ «ФКП Россреестра» возложена обязанность исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, за 2010-2013 годы, указав удельный показатель кадастровой стоимости земель 57,85 руб./кв.м, кадастровую стоимость земельного участка – 40 495 руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 01 сентября 2015 года решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 09 апреля 2015 года отменено, дело передано на рассмотрение в Саратовский областной суд.
Определением судьи Саратовского областного суда от 21 сентября 2015 года дело принято к производству суда.
С учетом положений статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года дело рассмотрено в соответствии с указанным нормативным актом.
На основании Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации изменено правовое положение истца на административного истца, ответчиков ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Саратовской области, МРИ ФНС России № 7 на административных ответчиков.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по управлению имуществом Саратовской области, в качестве заинтересованных лиц - комитет по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области.
МРИ ФНС России № 7 в своих возражениях просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку, исчисляя земельный налог за указанный период, налоговый орган действовал в рамках действующего законодательства исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.
ФГБУ «ФКП Росреестра» в своих возражениях полагало, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку учреждение прав административного истца не нарушало, технических ошибок при внесении сведений о кадастровой стоимости земельного участка в государственный кадастр недвижимости не выявлено.
Управление Росреестра по Саратовской области в своих возражениях на административное исковое заявление указало, что не являлось исполнителем оценочных описей и приложений к ним в форме «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», а только утверждало указанные документы. Кроме того, полагает, что, поскольку архивные сведения о кадастровой стоимости земельного участка на момент обращения в суд не подлежат применению, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Административный истец Рыбалкин А.Ю., его представитель адвокат Аршинова Ю.А. просили удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение прав административного истца в области налогообложения, указывая, что о данных нарушениях стало известно в ходе рассмотрения дела о взыскании налоговых платежей и недоимки у мирового судьи в 2014 году.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Шатунова О.Г. и представитель МРИ ФНС России № 7 Колонина Н.В. возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях.
От комитета по управлению имуществом Саратовской области и администрации Энгельсского муниципального района поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей, судом соответствующие ходатайства удовлетворены. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителей административных ответчиков, исследовав доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права Рыбалкину А.Ю. с января 2010 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 15).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет <дата> 1993 года (л.д. 68, 69).
Постановлением правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в Саратовской области, в том числе земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений. Согласно приложению № 7 к указанному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в садоводческом товариществе «Изумруд» Энгельсского района, составлял 57 руб. 85 коп./кв.м.
В приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков» от 20 августа 2005 года кадастровая стоимость земельного участка № № расположенного в садоводческом товариществе «Изумруд» Энгельсского района Саратовской области, определена в сумме 3935400 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 5622 руб./кв.м.
Распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» от 23 декабря 2013 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об экономических характеристиках земельного участка на основании утвержденных распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р результатов государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений из состава земель сельскохозяйственного назначения Саратовской области.
В государственном кадастре недвижимости с 23 декабря 2013 года до настоящего времени содержатся сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 51807 руб.
Как следует из правовой позиции, сформулированной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 июля 2013 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина», по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в Налоговом кодексе Российской Федерации для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 5, статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р вступило в силу 29 декабря 2013 года и породило правовые последствия для налогоплательщиков с 01 января 2014 года.
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 указанного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом аналогичная норма введена в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», вступившим в силу с 01 января 2015 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» положения статьи 24.20 данного закона в новой редакции, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (заявления о пересмотре кадастровой стоимости) являются требованиями об оспаривании определения кадастровой стоимости.
Возможность исправления воспроизведённых в государственном кадастре недвижимости ошибок в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, то есть кадастровой ошибки в сведениях, предусмотрена статьёй 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» из части 1 которого следует, что существует два вида ошибок в государственном кадастре недвижимости:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
По смыслу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности по общему правилу сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда исправляется техническая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости (сведения о кадастровой стоимости используются с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку), а также при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного федерального закона (сведения о кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (архивные сведения).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, оспариваемые сведения о кадастровой стоимости земельного участка ввиду кадастровой ошибки должны быть актуальными на момент обращения в суд, поскольку нормы федерального законодательства не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка Рыбалкин А.Ю. обратился в Энгельсский районный суд Саратовской области 05 февраля 2015 года, то есть в налоговой период, в котором пересмотр архивных сведений не являлся актуальным и не затрагивал прав налогоплательщика, поскольку на момент такого обращения в суд действовал новый нормативный акт, устанавливающий иную кадастровую оценку, подлежащую учету при определении налоговой базы.
Доводы Рыбалкина А.Ю. о том, что ему не было известно о наличии ошибки, содержащейся в акте описи при определении кадастровой стоимости данного земельного участка, поскольку налоговые уведомления им получены в 2013 году, а также то, что он начал обращаться в компетентные органы с 2014 года с соответствующим вопросом, не имеют значения, поскольку сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в установленные статьёй 24.20 Закона об оценочной деятельности сроки и порядке. Установление кадастровой стоимости земельного участка на прошедший период законом не предусмотрено, такое оспаривание кадастровой стоимости не порождает для административного истца юридических последствий. Решение суда для целей налогообложения могло бы иметь значение с 01 января 2015 года (календарный год, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), если бы действовало постановление правительства Саратовской области от 28 марта 2005 года № 108-П, однако на этот период распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 29 ноября 2013 года № 1185-р утверждена иная кадастровая оценка, определена кадастровая стоимость земельного участка исходя из иных (новых) удельных показателей, которая подлежит учету при определении налоговой базы. Законом не предусмотрена возможность изменения исчисления иного порядка сведений о кадастровой стоимости для целей налогообложения, установленного решением суда, чем это предусмотрено статьями 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности.
У административного истца имелась возможность исчислить и уплатить земельный налог за 2010 - 2013 годы надлежащим образом - в соответствии с доведенными до него сведениями о новых показателях кадастровой стоимости земельных участков, которые были утверждены правовым актом, опубликованным до начала налогового периода.
Кроме того, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости и на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» являются общедоступными, а в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Поскольку Рыбалкиным А.Ю. оспариваются сведения о кадастровой стоимости земельного участка, ранее содержащиеся в государственном кадастре недвижимости в период с 20 августа 2005 года по 23 декабря 2013 года, не являющиеся актуальными на данный момент, учитывая, что положения статей 24.28, 24.20 Закона об оценочной деятельности, статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусматривают возможности ретроспективного пересмотра результатов определения кадастровой стоимости путем исправления кадастровой ошибки, требования Рыбалкина А.Ю. о признании наличия кадастровой ошибки в приложении к оценочной описи «Акт определения кадастровой стоимости земельных участков», утвержденном руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Саратовской области от 20 августа 2005 года в части указания удельного показателя кадастровой стоимости земель и кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в период с 2010 по 2013 годы, обязании ФГБУ «ФКП Россреестра» исправить кадастровую ошибку в сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости в отношении земельного участка за 2010 - 2013 годы, путем указания удельного показателя кадастровой стоимости земель 57,85 руб./кв.м, кадастровой стоимости земельного участка – 40 495 руб., удовлетворению не подлежат.
Что касается требований о перерасчете налоговых платежей по земельному налогу, то заявлены они необоснованно.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
На органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Учитывая, что налоговая база для исчисления налога за период с 2010-2013 годы была определена на основании кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся до 23 декабря 2013 года в государственном кадастре недвижимости, не оспоренной налогоплательщиком в установленном законом порядке, в её пересмотре и исправлении технической ошибки судом отказано, то в удовлетворении требований административного истца о понуждении произвести перерасчет земельного налога также следует отказать в связи с отсутствием правовых оснований для такого перерасчета.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Рыбалкина А.Ю. к комитету по управлению имуществом Саратовской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Саратовской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, заинтересованные лица: администрация Энгельсского муниципального образования, комитет по управлению имуществом Энгельсского муниципального образования, об устранении технической ошибки в государственном кадастре недвижимости, понуждении произвести перерасчет земельного налога - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
судья Е.М. Бугаева
Мотивированное решение
составлено 27 ноября 2015 года.